Президентская библиотека подарила Монрепо снимки, которые помогут в его реставрации
В минувший четверг Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина передала музею-заповеднику «Парк Монрепо» диск с электронными копиями первых цветных фотографий Сайменского канала, парка и его окрестностей.
Уникальные снимки сделаны в начале 20 века Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским, талантливым ученым, усовершенствовавшим методы цветной фотографии, подвижником, поставившим своей целью запечатлеть «в натуральных красках» современную ему Россию. В 1909 году Прокудин-Горский нашел поддержку у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни областей Российской империи. Для этого фотографу были выделены железнодорожный вагон и пароход, специально оборудованные для выполнения важной миссии.
Уцелевшая часть коллекции Прокудина-Горского была продана его наследниками в 1948 году библиотеке Конгресса США. Лишь в 2001-м все снимки были отсканированы и выложены в Интернет.
Как сообщил руководитель пресс-службы Валентин Сидорин, в 2009 году, когда была создана Президентская библиотека, было принято решение о передаче России тысячи электронных снимков из архива Прокудина-Горского.
Копии фоторабот уже были переданы городу Сочи, Старой Ладоге, и музей-заповедник «Парк Монрепо» стал третьим в списке тех, кто должен ими обладать. По словам Валентина Сидорина, Монрепо имеет стратегию развития, ведет созидательную деятельность, и снимки должны помочь в сохранении историчности при реконструкции парка.
Директор заповедника Евгений Труфанов любезно поблагодарил дарителей, отметив важность обретения документов истории для воссоздания ландшафтно-архитектурных шедевров прошлого: «Мы можем только желать, чтобы дух Монрепо не исчез, чтобы в процессе реставрации были восстановлены ландшафтные композиции. Но все аспекты воссоздания исторического облика плотно пересекаются с вопросом приема посетителей. Опыта реставрации скального пейзажного парка в России нет, и в связи с этим проект можно назвать уникальным. Мы должны получить произведение искусства 21 века, воссоздав доминанты парка. И любой новый материал, который появляется в фондах, важен для проектировщиков».
По словам Евгения Труфанова, массу проблем приходится решать одновременно. Завершены обследования: свои заключения дали микологи, биологи, гидрологи, дендрологи, ихтиологи, геодезисты, геоботаники. Посчитаны цветы, деревья, учтены породы, сделана полная фиксация сегодняшнего состояния Монрепо. За основную концепцию проектировщики взяли план 1804 года, когда бароном Людвигом Николаи были заложены основы усадебного парка. Причем, топографические чертежи тогда были выполнены профессионально, их делали военные специалисты. Четко прослеживается масштаб, размечены все зеленые насаждения, природные и архитектурные объекты.
И теперь, при подготовке сводного генплана, необходимо совместить, казалось бы, несовместимое: сохранить исторический облик и соблюсти все современные требования к музею. К примеру, сделать ограждения на перепадах высот, освещение, обеспечить проезд пожарных, скорой помощи. Дорожки должны быть такой конструкции, чтобы выдерживать нагрузку автотранспорта, но чтобы это не бросалось в глаза, дабы не нарушалась историчность.
Есть и такой аспект: взяв за основу планы 1804 года, невозможно стремиться к тому, чтобы повторить всё в точности. В тот период это был совсем молодой, ещё не выросший парк. Его расцвет пришёлся примерно на середину 19 века. Во все периоды существования Монрепо происходили изменения. Возможно, какие-то из них пошли на пользу парку, хотя и не соответствовали первоначальному замыслу. «Сейчас решаются локальные вопросы, по отдельным композициям, — комментирует Евгений Труфанов. — К примеру, береза на причале: она осталась от стриженой изгороди, которая была в начале века. Так получилось, что соседние деревья стригли, а эту березу запустили, образовалась новая композиция. Оставлять её или нет? Обелиск Броглио сейчас загораживает липа. Что делать? Надо убирать. Или дамба, инженерное сооружение, требует реставрации, перекладки гранитных блоков, которые держат дорожку. Там растут деревья, очень красивые. Как отреставрировать дамбу, не трогая деревьев? Композиция будет воссоздана на начало 19 века, в том виде, как она изображена на картине Меттенлейтера». Здесь посадят так называемые «крупномеры», деревья 15-20 лет. Причем, если раньше не думали о том, что корни со временем начнут разрушать каменную кладку, то теперь это приходится учитывать, впрочем, и современные технологии это позволяют.
Сейчас Монрепо посещает порядка 100 тысяч человек в год. Ожидается, что после реконструкции привлекательность парка повысится. «Большого потока посетителей парк не выдержит. Поэтому придется вводить систему ограничений, — считает главный хранитель парка Татьяна Зинчук. — Сейчас нет ограждений, люди ходят везде. Придется регулировать потоки специальными маршрутами. Например, остров Колонны — проектировщики закладывают обходные дорожки, к самой колонне нельзя будет подойти, надо чтобы травяное покрытие набрало свою форму. А для того, чтобы сохранить аллею Керн, появится дополнительная дорожка, параллельно. Здесь растет черная ольха, корни её обнажились, но если на дамбе деревья убираем, то эти — сохраним».
Все основные ландшафтные композиции будут сохранены — аллеи, липовая корзинка. Но деревья будут другими — их заменят новые, привезенные из-за границы 30-летние деревья. Таких «крупномеров» пересадят около тысячи: по словам Татьяны Митрофановны, конечно, это будет красиво, но всё равно — уже другой объем, выглядеть композиции будут иначе. В общей сложности, планируется пересадить 2389 деревьев.
В ближайшее время закроется на реставрацию источник Нарцисс, уже в ноябре пойдет техника, начнутся санитарные рубки, уберут 1100 деревьев. Зимой планируются работы по берегоукреплению.
«Наслаждайтесь парком сейчас! Есть юность, зрелость, старость — во всём свое очарование, — говорит Татьяна Зинчук. — К молодому парку нужно будет привыкать. Парк будет совершенно новый. Вы придёте — и не узнает его».
Послушать Труфанова — человек в растерянности! Не было времени думать и собирать материалы, советоваться с профессионалами, формировать концепцию… Как на охоту идти — так собак кормить. Кассу на входе поставить сразу ума хватило и мертвые души оформлять. А застраховать объекты не додумался.
Пожарная машина при фор-мажоре пройдет там везде — это не ежедневный грузовой транспорт по дорогам. Если он намекает на сгоревший Храм Нептуна, то во-первых — предотвращать(сторож должен не пешком обходы делать , а на велосипеде), во-вторых — современные средства позволяют — все объекты на берегу, воды немеряно туши мотопомпой!
"Буферные зоны решаются в процессе…"
Охранные зоны сперва утвердите.
"Что может сделать интиллигент Труфанов…"
Ну конечно,этот свадебный генерал,барин,шестёрка,жулик и вор,наёмный директор…СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ. Приходится заниматься местным жителям.
А так вообще,интересная у вас,журнализдов,политика. С двойными-то стандартами 🙂 Все виноваты,и жители в первую очередь,друга интеллигента надо же отмазать.Причём забавно наблюдать,что вы воспитаны-то на одной лишь книжке Михаила Афанасьевича
Вот действительно,писать несусветную глупость не думая,но видеть при этом то,что хочется. Розовые очки — право каждого !
Андрей! Жулик и вор ?! А по подробнее…