Изучающие кино американцы проявили интерес к творчеству Владимира Лукина, создавшему в 70-х любительскую студию «Выборгфильм»
Интересное мероприятие, позволяющее по-новому взглянуть на культурную историю послевоенного Выборга, прошло в Библиотеке на Рубежной, 18 в прошедшую субботу. Вспоминали любительскую киностудию «Выборгфильм», с начала 70-х обитавшую во Дворце культуры имени 50-летия Октября. Практически бессменно этим кинообъединением руководил Владимир Васильевич Лукин.
После смерти Лукина студия завяла. Ее деятельность пытался возобновить Дмитрий Королев, но без особого успеха.
Его сменил Виталий Михайлов, сам выросший в «Выборгфильме», игравший в лентах студии и писавший сценарии.
Можно прямо сказать — новые хозяева «Полтинника» студию сохранять не хотели и не сохранили. Ее помещение заняли под другие цели, Виталий Михайлов едва успел спасти от уничтожения весь киноархив любительского объединения.
Коробки с кинолентами он передал в областной архив (ЛОГАВ), который, хоть и не хранит (по своему профилю) киноматериалов, но, понимая их краеведческую ценность, сберег. Бережет и сейчас.
Еще один воспитанник студии, Алексей Сафонов, в настоящее время занимающийся анимационным кино, входит сейчас в Союз непрофессиональных кинематографистов. Руководитель этого союза Борис Сергеев познакомил Алексея с американкой Марией Виноградовой, представляющей в Петербурге киноотделение Нью-Йоркского университета.
Госпожа Виноградова была наслышана о «Выборгфильме», в отличие от других подобных студий охотно бравшемся за большие постановочные полотна, «Васильич», как называли Владимира Лукина коллеги по студии, действительно, проявлял желание делать «большое кино» — с собственными сценариями, выездами на натуру. Как мог, следил за аутентичностью костюмов и деталей интерьеров.
Результатами такой работы студии стали десятки фильмов, среди которых можно видеть и кинофельетон, и военную драму, и лирическую историю любви, и назидательную сказку.
Ленты «Выборгфильма» обладают большой притягательностью. Несколько лет назад дома у тогдашнего режиссера выборгского Народного театра Алексея Бочкова ежедневно собирались посиделки, на которых происходил просмотр фильмов этой студии. Сам Алексей Бочков, естественным образом, также прошел через участие в этом любительском кинообъединении.
Просмотр, следует отметить, у всех участников вызывал исключительно положительные эмоции.
Феномен фильмов Лукина обусловлен тем же, чем и феномен необыкновенной современной популярности фильмов американского режиссера Эдварда Вуда-младшего. И тот, и другой искренне любили снимать кино. Оба равнялись на худшие образцы современного им киноискусства, стремясь копировать их малыми средствами и силами единомышленников. Оба воспринимали результаты такой своей работы совершенно серьезно. Работы двух этих режиссеров, на мой взгляд, обладают абсолютно нулевой эстетической ценностью. Что и делает их необыкновенно интересными документами эпох и социальных систем, в которых жили авторы.
Ленты «Выборгфильма» — российский ответ Эду Вуду- младшему и, одновременно, лежат в творческой плоскости, параллельной искусству раннего Евгения Юфита, роднящие произведения Лукина с такими шедеврами Юфита, как «Вепри суицида» и «Санитары-оборотни». Но, в отличие от Юфита, Владимир Лукин полагал, что работает в мейнстриме советского кино. В чем и прелесть.
Как мне кажется, именно такие соображения заставили американку Марию Виноградову стать спонсором оцифровки и реставрации лент «Выборгфильма», хранящихся в ЛОГАВ. Работа над оцифровкой первых трех закончилась только в прошлый четверг.
Именно они и были продемонстрированы в библиотеке на Рубежной — антиклерикальный кинофельетон «За час до конца…», военная драма «Батога — мертвая вода» (по сценарию Виталия Михайлова) и love story «Такое короткое лето».
ЗА ЧАС ДО КОНЦА…
БАТОГА — МЕРТВАЯ ВОДА
ТАКОЕ КОРОТКОЕ ЛЕТО
На просмотре присутствовали около десятка бывших членов творческого объединения «Выборгфильм», тепло вспоминавших времена работы над этими лентами. Интересно, что несмотря на наивную форму работы студии, многие из ее бывших участников проявили себя в творческих профессиях — стали телеоператорами, занимаются изобразительным искусством, фотографией, дизайном.
Так, например, инициатор этого кинопросмотра Алексей Сафонов организовал пять анимационных студий, где учит детей искусству мультипликации, по его сценарию серьезная киногруппа снимает сейчас фильм, в Петербурге идут спектакли по его пьесам.
По окончании просмотра оцифрованных лент «Выборгфильма» он предложил вниманию собравшихся два своих анимационных фильма «Никто не умрет» и «Педальщик», работу над которыми недавно закончил. Оба фильма уже отобраны жюри для демонстрации на всемирном фестивале непрофессионального кино «UNICA», который пройдет в 2013 году в Южной Корее.
«Выборгфильм» стал для многих неким стартовым мостиком, дал навыки творческой работы. И в этом едва ли не главная заслуга уважаемого мной Владимира Васильевича Лукина.