Он рисовал эту кирху много раз…

Неделю назад в Приморске , в здании старинной кирхи, начала работу выставка художника Юрия Михальченко. Экспозиция открылась для посетителей как раз в день рождения автора. Ему должно было исполниться 70 лет. Юрий Петрович умер в апреле прошлого года.

Выставку устроили в зрительном зале Приморского дома культуры. Несколько сотен работ Юрия Петровича рассказывают посетителям о родном для художника Приморске и его окрестностях. Вот кирха на рассвете, вот ее высокий шпиль отражается в водах Финского залива; вот зимний лес, а вот осенний шторм. Художнику удалось удивительно точно передать едва уловимые цветовые и световые оттенки окружающих пейзажей, наделить каждое полотно особым настроением.

В его работах чувствуется влияние любимых художником экспрессионистов. При этом критики отмечают заметную самостоятельность в технике Михальченко, что усиливает интерес к его творчеству.

Вдова художника Лариса Сергеевна рассказывает, что Юрий Петрович всегда писал с натуры. Нет ни одной картины, созданной по памяти. Какая бы ни была погода (а климат у нас все-таки суровый), он писал полотна одним духом, крупными мазками, торопясь запечатлеть момент. Вдова вспоминает, как ей приходилось носить мужу горячий чай в термосе, чтобы тот хоть немножко отогрел замерзшие пальцы. А однажды лишился этюдника – ножка примерзла, пока художник заканчивал пейзаж.

Даже в Европе (семья путешествовала в 2002-2004 годах) он очень много писал. На выставке представлен венецианский цикл, выполненный в технике акварели, а также Париж, запечатленных в графических работах. Те, кто там бывал, удивляются, насколько точно художнику удалось передать атмосферу этих прославленных европейских городов, не раз воспетых на полотнах мастеров кисти.

Еще одна особенность, о которой вспоминают многие знакомые Юрия Михальченко, это отношение к собственным картинам. Художник никогда не продавал свои полотна, как бы его ни упрашивали. Он говорил, что они для него, как дети. Кстати, многие работы он посвящал своим близким – жене, детям. В очень редких случаях он дарил картины. Но такое могло быть, если он чувствовал, что человеку действительно нужна его картина. Однажды гость из Финляндии долго уговаривал Михальченко продать простой пейзаж, изображавший весенний кустарник весной. Финн так долго стоял перед картиной и так настойчиво просил, что, в конце концов, автор отдал ему этот пейзаж. Кстати, наследие художника впечатляет – 780 полотен, выполненных маслом (любимый способ), акварелью и в графике. Есть список работ, которые никогда не должны быть проданы или отданы в чужие руки, а должны остаться в семье.

…Юрий Петрович с супругой приехали в Приморск из Ставропольского края в 1965 году по приглашению друга, на тот момент директор приморского интерната. А первый раз Юрий Михальченко увидел эти места в 1964 году и влюбился в нашу природу. Рисовал он всю жизнь, но серьезно занялся этим только здесь, в Приморске. Первое высшее образование он получил в Ставрополе, закончив физико-математический факультет пединститута, но позднее желание рисовать одержало верх. В 1964 году Юрий Петрович окончил художественно-графический факультет Ленинградского пединститута имени Герцена. С той поры Юрий Михальченко увлекся историей и теорией искусств. Кстати, в последние годы своей жизни он преподавал эту дисциплину в художественной школе Выборга, и его воспитанники не раз побеждали в серьезных конкурсах.

Знакомые художника вспоминают Юрия Петровича, как человека глубоких познаний в области теории и истории искусств. Однажды Юрий Петрович повел семью в Эрмитаж, попутно рассказывая об экспонатах. Лариса Сергеевна вспоминает, что спустя какое-то время ее и детей стали потихоньку оттеснять «чужие» посетители музея, заинтересовавшиеся интересной лекцией художника…

Что касается выставок, то можно сказать, что земляки смогли увидеть творчество художника довольно поздно: в первый раз его работы были представлены публике в 1989 году. В 1990 году в Приморском краеведческом музее состоялась первая персональная выставка Михальченко, нередко его картины демонстрировались в выставочных залах Выборгского замка и музейно-паркового комплекса «Монрепо». Эта персональная экспозиция – самая большая, и очень жаль, что открыл ее не сам Юрий Петрович, а его вдова.

Выставку устроила семья художника. На свои средства купили холсты, чтобы сделать фон для картин, поставили свет. Но не только. Сын художника, сейчас успешный бизнесмен, за свой счет, перекрыл крышу старой приморской кирхи (а это не малые деньги). Ведь отец так любил это красивое здание, возносящее свой острый шпиль в небо над Финским заливом. Добавлю, что экспозиция пробудет в кирхе до 30 июня.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий