«Осенние премьеры»


«Осенние премьеры»

Игровой конкурс «Осенние премьеры»: авторы рассказали о нашей жизни

Удивительно, но все фильмы главного игрового конкурса «Осенние премьеры», а их в программе было 11 (если не считать фильмы открытия и закрытия), так или иначе буквально кричали о проблемах личности или общества. Добрая треть оказались для авторов премьерами: так в качестве режиссёра дебютировали актёр Сергей Пускепалис, представивший «Клинч», Константин Сухарьков, показавший «Ревербацию», Илья Северов, снявший первое полнометражное кино «Развод по собственному желанию», недавний выпускник российских и американских киношкол Данил Шарыпин, дебютировавший с картиной «FIN», Анна Ефремова с работой «Давай меняться» и выпускник «ВГИКА» Рустам Ильясов, снявший занятную фантазию «Вакантна жизнь шеф-повара».

Новичкам пришлось непросто, ведь вместе с ними в конкурсе участвовали такие опытные мастера, как Александр Прошкин с фильмом «Охрана», Владимир Бортко, снявший производственную драму «Душа шпиона», режиссёр и сценарист Алёна Званцова со своим «Норвегом», Дарья Полторацкая с «Побегом из Москвабада», выигравший в прошлом году главный приз «Окна» Арсений Гончуков с драмой «Последняя ночь» и Алексей Петрухин, снявший Ирину Купченко в главной роли своего фильма «Училка».

Товарищу Сухову посвящается…

Первой громкой премьерой стал, безусловно, «Норвег» с Евгением Мироновым в главной роли. Известный актёр приехал на премьеру и представлял фильм вместе с режиссёром Алёной Званцовой, актрисой Северией Янушаускайте, сыгравшей норвежскую невесту главного героя, актёром Дмитрием Марьяновым, с которым Миронов сыграл дружеский тандем, актрисой Розой Хайруллиной, чудно исполнившей роль тёщи главного героя и маму его бывшей жены Анны. Ксения Раппопорт, сыгравшая Анну, на премьеру не приехала.

— Мы работали три месяца, очень подробно, сложно и досконально, с репетициями. Сейчас я очень волнуюсь, поскольку не видел даже чернового варианта. Что касается моего героя, то Алёна создала очень хороший, неоднозначный персонаж: он вроде мент, вроде и взятки берёт, но при этом любит семью, и жену и в определённый момент делает тот самый выбор, поскольку он совсем неоднозначный человек:после того, как его увольняют из органов, он вообще начинает писать стихи! – рассказывает Дмитрий Марьянов. – Лично у меня нет друзей из органов, но я с похожими людьми сталкивался, с них и списывал свой образ!

Евгения Миронова публика сразу же обступила. Он был как всегда галантен, обаятелен и вежлив: со всеми фотографировался и раздавал автографы. В интервью, правда до показа всем отказал: торопился в зал.

Кино оказалось лёгким, несмотря на глубину затронутых тем, красивым, несмотря на некрасивую сторону бытия, не нравоучительным, несмотря на столкновения мнений и резкие высказывания героев, но вдумчивым и в то же время весёлым, опять-таки несмотря… Уже во время фильма хочется думать о том, что для нас дружба, верность, любовь, порядочность, интеллигентность, наша страна, отношения с родителями, личная свобода, семья, работа, выбор в широком и узком смыслах, толерантность, ответственность, равенство, родина, культура и даже вера в Бога.

По милости двоюродного брата (Андрей Мерзликин) на руках у москвича Жени Кириллова, (Евгений Миронов), оказываются девушки-нелегалки из Средней Азии – личный состав клинингового агенства «Настенька», а другими словами — уборщицы по вызову. Неожиданные обстоятельства, который он сам притянул себе на голову, позволив родственничку воспользоваться своей мягкотелостью, никак не входят в сферу интересов Кириллова. Его, окончившего Бауманку, и работающего с бывшей женой Аней (Ксения Раппопорт) в собственном турбюро. Для этих обстоятельств совсем не время ещё и потому, что Кириллов планирующет создать семью с помешанной на Достоевском и гуманизме норвежкой Брунхильд, которая едет в Россию к своему жениху, поскольку бывшему физику все надоело, и он собирается эмигрировать и стать норвегом. При этом, естественно очень боится, что толерантная европейская невеста узнает об «эксплуатации женщин Востока». Мало того, что новые обстоятельства ставят жизнь Кириллова с ног на голову, в его жизнь вламывается «крыша» — мент Сергей Витальевич (Дмитрий Марьянов), у которого мат под запретом, зато рэкет по регламенту, сам он весь православный, держит пост, имеет четверых детей и даже склонен к литературе. На пике этих проблем герой утрачивает всё надуманное и, в конце концов, разбирается в своей жизни не без помощи своего нового друга из органов. Катарсис начинается с фразы, произнесённой завравшимся Женей почти как «заклинание»: «Любовь, морковь, свинья, сиська муравья!» и нахлобучивания на голову ведра с попкорном!

Интересно, что во время показа возникли какие-то технические проблемы: кино прервалось. Но все были в таком хорошем настроении, что это даже никого не взбесило, народ просто с нетерпением ждал продолжения. Сам актёр премьерой остался доволен: на выходе признался, что в какой-то момент даже позабыл, все обстоятельства съёмок, позабыл почти, что смотрит кино со своим участием. Сергей Марьянов, Северия Янушаускайте, сыгравшая Брунхильд и другие члены съёмочной группы также выходили из зала со счастливыми сияющими улыбками. Ещё бы: зрители искупали создателей в своих овациях.

— Мне очень важна была реакция зала. Выборгская публика, как всегда, оказалась очень восприимчивой: реагировала на всё, — комментировала Алёна Званцова. — Началось всё, как ни странно, не с желания рассказать об эмигрантах, а с самой обычной ситуации. У меня была отремонтированная квартира, и убираться самой не хотелось. Я позвонила в клининговое агенство, мне не ответили. В 8 утра, однако же, перезвонил какой-то мужик и сказал: «Вы заказывали клининг?». После чего пришли две девчонки-азиатки, которые так боялись созваниваться с хозяином, что буквально дрожали. И я решила рассказать о человеке, который управляется с таким вот гаремом. При этом представила, что он русский рефлексирующий интеллигент. А дальше начались вопросы, которые всех нас интересуют, и которые лежат на поверхности. Их я тоже особо не придумывала. Сценарий писала месяца полтора. Снимали мы август, сентябрь и октябрь с перерывами и уже в ноябре начали постпродакшн, так что фильм сегодня представили с пылу с жару – такой вот свежий пирожок, — поделилась режиссёр. — Бюджет у нас был достаточно скромный, артисты снимались за цифры, совершенно не соответствующие гонорарам. Что касается девчонок – половина из них настоящие: где-то моют полы и режут салаты. Надеюсь, что внесла радостную краску в их жизни.

Дарья Полторацкая: «Выжить в Москве непросто не только гастарбайтерам»

Следом демонтрировали ещё одно кино, в котором была затронута тема мигрантов. Представляя свою картину «Побег из Москвабада» режиссер Дарья Полторацкая заявила: «Свет должен был гаснуть у нас! Потому что у нас во время съёмок случилось всё, что только может случиться. Мы несколько раз даже не были уверены, что доведём работу до конца, поэтому сегодня мы втройне счастливы представлять вам фильм».

Не стану пересказывать содержание, скажу только, что это совсем другое кино, нежели «Норвег». Первая половина фильма довольно тёмная и тяжёлая. Главная героиня Ласточкина работает в УФМС, симулирует беременность и живёт под страхом потерять квартиру, оставшуюся ей после смерти гражданского мужа. Работа, кажется, окончательно смывает с молодой женщины, как с красивой акварели, все цвета доброты и сострадания. И та же работа, против её желания, приводит в её восточного мужчину с девочкой. Прежде чем понять простую истину: человеком важно оставаться несмотря ни на что, Ласточкиной предстоит сделать непростой выборг.

В отличие от Алёны Разиной, Дарья Полторацкая снимала кино именно о проблеме мигрантов

— Дарья, после вашего кино остаётся стойкое ощущение, что большие города – это ненормально. Вы это хотели сказать?

— Я очень люблю Выборг, у вас здесь здорово. Есть города, в которые приезжают за то, что их любят. И есть Москва, куда едут, чтобы заработать деньги, завоевать себе место под солнцем. Москве в этом смысле стало страшно не везти. Люди здесь расталкивают друг друга локтями, и это проявляется во всём. Мало кто, даже из Москвичей, любит свой город. И это очень обидно. Мой фильм про ненормальность жизни в таком конгломерате. Ведь это уже не город, поскольку город – это то место, где живут люди. Люди, которые являются любви, заботятся друг о друге, а не выживают за счёт других, — рассказывает режиссёр. – Конечно, получилось совсем не попкорновское кино, думаю, поэтому несколько человек вышли в начале. Но со второй половины, как мне показалось, в зале атмосфера изменилась, и к экрану было особо пристальное внимание.

— По-Вашему, кино получилось?

— Считаю, что получилось не всё. Тем не менее, получилось сказать то, что мы хотели сказать!

Зрителю фильм понравился: «Побегу» не только аплодировали в конце, но и ставили высокие баллы. Оценили фильм не только зрители: за своё кино Дарья Полторацкая получила диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Портфель за шанс на новую жизнь

Работу Сергея Пускепалиса под названием «Клинч» показывали в воскресенье, 9 августа. Режиссёр, к сожалению, на премьеру не приехал, как не приехал и сыгравший главного героя Алексей Серебряков. Работу представлял продюсер Рубен Дишдишян.

На экране Серебряков предстаёт в роли заслуженного, но недооценённого учителя русского языка и литературы, завязшего в своей привычной жизни, несущейся по кругу: школа, семья, школа… Конец учебного года: на носу экзамены, выпускной, отчёты. Всё это выливается в трудный день.

День, когда «на сцену» выходит бывшая ученица учителя Фёдорова. Девочка, которой он даже не помнит. С приходом в жизнь этой сумасшедшей филолог уже не способен ничего держать под контролем. Однако девушка, как лакмусовая бумажка, выявляет все проблемы в его жизни.

Выходя из зала, я задумалась над тем, сколько же баллов поставить работе, которая, на мой взгляд, заслуживает внимания. Рядом со мной голосовали пять женщин бальзаковского возраста, которые занимались тем же, чем и я: голосовали. Поделюсь, что дамы поставили фильму от 1 до 6 баллов.

Цель оправдывает средства!?

В понедельник показывали производственную драму «Душа шпиона» Владимира Бортко, сделавшего полный метр впервые со времен «Тараса Бульбы». У маститого режиссёра снялись Андрей Чернышов, Малкольм Макдауэлл, Федор Бодарчук, Марина Александрова. Представляя работу «Душа шпиона», режиссёр отметил, что это экранизация книги советского разведчика Михаила Любимова «И ад следовал за ним», правда, действие романа перенесено в наши дни. Михаил Любимов также присутствовал на премьере.

В фильме автор рассказывает историю агента русской разведки Александра Фёдорова, который работает под прикрытием в Лондоне под именем Алекса Уилки. В определённый момент Уилки просит политического убежища на Западе — так начинается его карьера двойного агента. Перед показом режиссёр подчеркнул, что снимал не экшен, а производственную драму. Сказал, что на его взгляд профессия шпиона является в определённой степени пограничной, поскольку возникают обстоятельства, которые ставят человека перед непростым выбором постоянно.

К моему личному сожалению, способ повествования очень уж напоминал сериальный: в фильме оказалось слишком много диалогов и слишком мало пространства и искренних чувств. Кроме того, к концу автор довольно чётко резюмирует (в диалогах), выводя героя, которого играет Андрей Чернышов, и антигероя — Фёдор Бондарчук.

Разница их жизненных позиций состоит лишь в том, что один способен убить и предать за идею, а другой – за деньги.

После пресс-конференции я обратилась к автору с вопросом: «По вашему какая цель оправдывает средства? Ради чего можно жертвовать жизнями людей и предавать?

— Да, я считаю, что за родину можно пойти на многое, — ответил на мой вопрос режиссёр.

Училка с пистолетом

Об отношениях учитель — ученик в довольно агрессивной манере рассказал режиссёр Алексей Петрухин в своей работе «Училка». Петрухин известен как продюсер нашумевшего «Вия», в котором исполнил роль Хомы Брута. «Училку» он сделал как раз в перерыве между окончанием работы над «Вием» и «Путешествием в Китай», в котором гоголевская нечисть переедет в Поднебесную.

По сюжету женщина берет в заложники класс, но по ходу дела сама оказывается в заложниках. В главных ролях давно не появлявшаяся на большом экране Ирина Купченко и одна из самых недооцененных актрис нашего кино Роза Хайруллина. Вместе с режиссёром, актёром Андреем Мерзликиным, продюсером и несколькими молодыми актёрами, обе талантливые дамы были на премьере. Особенно зритель приветствовал Ирину Купченко.

— Я картину не видела. И не знаю, буду ли смотреть фильм до конца: вместе со зрителем страшно! Побьют ещё, если не понравится! – шутила перед показом Ирина Купченко. – Конечно, в фильме описана экстремальная ситуация. Я о таких никогда не слышала. В ситуации моей героине нужно решить, что делать. И она решает. Правильно или не правильно — думайте сами, — говорит актриса. — В сложных ситуациях проявляются лучшие и худшие стороны людей.

— Вы сразу приняли приглашение Алексея Петрухина?

— Я решила участвовать в этом кино после того, как поговорила с режиссёром. Мне понравилось, как он глубоко копает, какие проблемы хочет затронуть. Думаю, такого кино сегодня не хватает. Это картина об учителе, который не боится взять на себя ответственность, о роли школы и преподавателя. Фильм при этом не для учителей, а для молодёжи. Для тех, кто ещё не нашёл себя в жизни. Знаете, во время съёмок восемнадцать юношей и девушек, лишь трое из которых до этого имели отношение к актёрской профессии, провели вместе много дней. После этого фильма они стали совершенно другими людьми.

Представляя своё детище, режиссёр рассказал, как непросто ему было заполучить Андрея Мерзликина, поскольку тот оказался занят сразу в двух проектах. Никакие уговоры не помогали до тех пор, пока актёр не узнал, что съёмки будут проходить в его родной школе в Королёве. Этот факт его очень воодушевил, он сумел всё отложить и приехать. Также, как и его герой, он не был в школе 35 лет!

— Я слился со своим персонажем в творческом экстазе. И очень счастлив, что мне представилось играть с великой и легендарной Ириной Петровной Купченко! – добавил Андрей Мерзликин.

Этому фильму зрители аплодировали много и долго. Видимо темы отношений поколений, отношение к истории страны и, конечно, игра Ирины Купченко тронули зрителя. Так что неудивительно, что фильму отдали главный приз конкурса «Выборгский счёт».

Перед лицом смерти

Арсений Гончуков, в прошлом году удостоенный главного приза «Окна» за чёрно-белую драму «Сын» привёз в Выборг фильм «Последняя ночь». Фильм о судьбе талантливого врача-онколога, заболевшего раком с самого начала обещал быть не простым. Тем не менее, с него никто не ушёл. И пусть сценарий новой работы Гончукова не такой интересный, как у «Сына», кино получилось. Думаю, после второй драмы Арсения можно сказать, что в России появился новый мастер драмы со своим языком и особым почерком.

— Я закончил с журналистской карьерой, снимаю кино на деньги друзей. Четвёртый фильм без бюджета для человека, которому 36 лет – достижение. Я горжусь этим. Конечно, жаль, что не получается найти инвестора или продюсера. Рад, что на фоне общей беды в авторском кино, что-то выживает, — сказал Арсений сразу после премьеры. — Сюжет истории – повод для разговора на тему «человек перед лицом смерти, умирания, беды»: о чём он думает, куда идёт. Для меня самое главное — какие искры эта история высекает. Я не люблю комедий, не снимаю их. Не очень люблю мультики. Социальное кино мне тоже неинтересно. О насущных проблемах вещах телевидение рассказывает. Мне интересны философские темы. Смерть – это то, о чём всем страшно и интересно говорить.

— Как сложилась судьба «Сына»?

— Картину показали на «ТНТ», на телеканале «Культура», показали в Монреале. Думаю, это достаточно хорошо для чёрно-белого фильма.

Чужая жизнь в обмен на свою

Ещё одной заметной премьерой стал фильм «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова, для которого это была первая работа в полном метре. Представляя кино, режиссёр отметил, что все они очень старались, и выразил надежду на то, что зрители досмотрят фильм до конца.

Кино оказалось интересным. История – с одной стороны жизненной, с другой – фантастической и при этом близкой каждому. Как минимум – мужчине. Небанально поразмышлять о причинах расставаний получилось: кино тронуло.

Зал попытку молодого режиссёра одобрил аплодисментами. Жюри главного конкурса вручило Рустаму Ильясову специальный приз жюри – за лучший дебют.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий