Продолжаем рассказ о выставках, открывшихся в ГМ «Выборгский замок» 1 февраля
Как сообщала наша газета в предыдущем номере, сразу пятью новыми, разными по тематике и содержанию экспозициями пополнились залы музея, Музейный проект дал публике возможность за одно посещение познакомиться с несколькими направлениями экспозиционной деятельности.
400 лет Дома Романовых
Экспозиция, открытая в выставочном зале второго этажа главного корпуса музея, состоит из произведений лауреатов и участников конкурса, посвященного 400-летию династии Романовых. Этот конкурс молодых художников России (в возрасте от 16 до 35 лет) проходил с 20 марта по 11 июля 2013 года в петербургской галерее «Мольберт». Мероприятию покровительствовала глава императорского дома Великая княгиня Мария Романова. Поддержку оказали Санкт-Петербургский Союз художников, фестиваль «Императорские сады России», комитет по культуре Санкт-Петербурга, завод художественных изделий «Невская палитра».
Работы, представленные в экспозиции, демонстрируют отличное владение кистью и широкое стилевое многообразие у художников, принявших участие в проекте.
То, что проект монархический и именно апологетический подчеркивается предложенными авторами темами: «Окончание Смутного времени», «Герои преодоления Смуты», «Быт членов Дома Романовых», «Женщины на Российском престоле», «Петровские преобразования», «Становление науки и искусства», «Отмена крепостного права», «Начало процесса индустриализации в России», «Образы русских царей и членов их семей».
По словам куратора проекта Натальи Михайловой «400 лет Дому Романовых» вовсе не апология сусальному образу монархии — искусство вне политики. Следующей актуальной темой проектов галереи «Мольберт» станет Олимпиада-2014.
Акварели Анжелики Калининой
Весь выставочный зал третьего этажа музея, самый крупный в замке, целиком отдан творчеству Анжелики Калининой. Она окончила в 1981 году Ленинградское художественное училище имени Серова, а в 2011-м Санкт-Петербургский госуниверситет культуры и искусств. В творческом багаже художницы — семь персональных выставок, первая из которых состоялась вскоре после окончания училища.
Анжелика много времени проводит на этюдах, выбирая для них любимые ею исторические места. Выборг занимает в них особое место.
Как рассказала автор в беседе с журналистами, сегодняшнее состояние исторической части нашего города вызывает у нее печаль. А одна из мотиваций в написании городских пейзажей — сохранить увядающую красоту Выборга в своих работах.
Кроме пейзажа, экспозиция содержит большое количество портретных работ. Это портреты посетителей мастер-классов, которые она охотно проводит после своих выставок. Среднее время работы над таким портретом составляет около получаса, что дает хорошее представление о наблюдательности автора, способного в столь непродолжительное время схватить ключевое в образе модели и перенести это на бумагу.
Проект Анжелики Калининой «Город и горожане. Маршрут следования» охватит Петербург, Выборг, Таллинн. В каждом из этих городов, ставших местом пленэрных работ автора, пройдут выставки, демонстрирующие посетителям собственное видение этих мест Анжеликой Калининой, а сами зрители, возможно, станут героями ее портретов.
Театр в видении студентов двух академий
Как и «400-летие Дому Романовых», этот выставочный проект — результат работы галереи «Мольберт». Как рассказала куратор проекта Софья Верба, это уже третья его ежегодная реализация. Первый раз это была выставка маститых петербургских художников, занимающихся театральной темой. В прошлом году были представлены преподаватели и студенты. А в этот раз экспозиция исключительно молодежная — демонстрирующая театр в видении студентов профильных факультетов Санкт-Петербургской академии художеств и Академии имени Штиглица. Часть этой экспозиции и привезена в Выборг.
Софья Верба полагает, что содержание выставки позволит понять многообразие театральных жанров: костюма, представленного в виде кукол, работы студентов Академии имени Штиглица, макеты сцен театральных постановок, театральные ткани — шелк (батик) и гобелен, макеты античных театров.
Среди последних особенно впечатляет макет Большого Помпейского театра, выполненный первокурсницей Академии художеств Нелли Фоминых. Его качество столь высоко, что Русский музей уже пожелал иметь его в своей коллекции.
Нелли никогда не училась в художественных школах и поступила в академию не с первого раза, но многолетний труд не прошел зря — он была замечена и принята.
Макет древнего Помпейского театра, выполненный по заданию преподавателя, был выставлен в академии, где на него во время обхода обратила внимание куратор галереи «Мольберт», предложившая включить его в галерейную выставку.
Как сказала Софья Верба, продвижение свежих студенческих идей в сочетании со знакомством российских студентов с творчеством их зарубежных коллег (чем галерея активно занимается) позволит не только поддерживать высокий уровень российского искусства, но поднять его. Молодым дано многое — выставка в замке тому свидетельство.
Пять выставок в один день. Это очень большой объем работы для организаторов и тех сотрудников музея, которые произвели развеску и расстановку работ в экспозиционных пространствах музея. Все выставки удобны к осмотру и хорошо представляют авторов и идеологию экспозиций во всем их многообразии.
Что до специальных изданий, полагаю, что для Выборга достаточно газетных публикаций, особенно, если мы не станем писать прицельно "для простых выборжан". Гораздо больше тревожит отсутствие городского музея искусств, который достаточно высокий потенциал городской культуры мог бы наполнить совсем нестыдными работами, сохраненными там для грядущих поколений жителей города.
Был я тут как-то в городке Фигейрос, где центром притяжения является Театро-музей Дали. Ничто не помешало властям города открыть совсем рядом музей местного искусства, представляющего творчество горожан. Бесплатный музей, кстати.
"Основной массе", как мне кажется, то, что мы сейчас обсуждаем, не интересно повсюду. Это достаточно общая картина для всех стран. Мне в Париже доводилось встречать людей, никогда не бывавших в Лувре, а там школьников раз в неделю по музеям гоняют — у меня есть фото даже экскурсии детсадовцев в Музей д'Орсе и школьников начальных классов в Центр Помпиду.
Не ходят — ну и пусть себе. Я вот на соревнования по метанию молота тоже не хожу.
Но вы говорите о единицах, а я о массе, которая в результате диктует экспозиционную такскать "моду".
В Выборге нет специализированных изданий об искусстве (впрочем, их количество в стране вообще стремится к нулю), и все публикации на эту тему обходят молчанием. Основной массе это не интересно. Или с этим тоже будете спорить?
Люди-то все разные. Вот Леонид Иванович Бондарик, скажем, с которым у меня стилевые симпатии очень расходятся подчас, так и не побывал ни в одном европейском музее (потому что все свое время тратит на то, чтобы ребят искусству учить). И нет у него в голове каши, а только желание дать детям нормальными людьми стать. И то искусство, которому он их учит, у меня никаких возражений не вызывает.
Отношение к искусству, думаю, вещь очень индивидуальная, подчас интимная даже. Кто знает, что у кого в голове или сердце от просмотренного задетым бывает.
Да, они уже наворотили делов.
На мой взгляд — пусть цветут все цветы, а не только идеологически выдержанные во властном формалине.
Что касается тех, кто приобщается, то там тоже такая каша в голове бывает, не смотря на количество просмотров знаковых выставок по обе стороны границы. Поохают, поахают, но мозг все равно остается не задет.
Я куратору выставки вопрос задавал: "Как Вы относитесь к закрытию Музея власти?". Мнется, чо…
Теперь у нас Милонов с казаками искусствоведствуют, а художники уезжают.
Эта экспозиция, на мой взгляд, представляет отличную многостилевую живопись. Но тема вызывает сомнения, как слишком уж попадающая в створ активной сегодня пропаганды липовых "духовных скреп", не отягощенной знанием истории и критическим отношением к любым ее персонажам. Весь этот шухер сегодня овеществлен в разборках с "Дождем" и CNN.
Мое отношение к вопросам сакральных ценностей и неприкасаемости к ним совпадает с этим: http://v-fedotov.livejournal.com/274082.html
Уж тем более — русская монархия никаким образцом устройства государства или нравственным ориентиром быть не может. Впрочем как и русский революционный авангард, с его гениальным "Красным клином".
Поэтому в моем материале про выставку был такой текст, не доставшийся читателю:
"То, что проект монархический и именно апологетический подчеркивается предложенными художникам темами: "Окончание Смутного времени", "Герои преодоления Смуты", "Быт членов Дома Романовых", "Женщины на Российском престоле", "Петровские преобразования", "Становление науки и искусства", "Отмена крепостного права", "Начало процесса индустриализации в России", "Образы русских царей и членов их семей".
Для меня тема "Быт членов Дома Романовых" не кажется раскрытой без демонстрации именно бытовой, статистически проявленной в документах, важной стороны жизни последнего Императора, канонизированного РПЦ: Сохранился отчет об императорской охоте в 1902 г. Помимо зверя, которого Николай II убивал при специальных выездах на охоту в царские заповедники, он охотился и во время ежедневных прогулок по Царскому Селу, стреляя ворон и всякую, попадавшую ему на мушку живность. В 1902 г. император убил на охоте 22 рябчика, а на прогулках — 3341 ворону. Кроме этого, на охоте убил 20 волков, а на прогулках — 899 бродячих собак и 1322 кошки! За один год! Упустить эту важную компоненту не менее ущербно для раскрытия образа, нежели, описывая "Быт Ленина", пропустить антимазайское убийство им сотен зайцев прикладом ружья. Или отлов амфор последним правителем, при живописании его.
Про Смутное время явно придумывалось в рифму с "Лихими 90-ми", а "Женщинам на Российском престоле" заметно не хватало античной прямоты раскрытия и жесткости экспрессионизма pornokunst, замешанной на хлыстовстве и мистическом распутстве влиятельного друга семьи Белых (Рапутина) и интимных увлечениях Императрицы Екатерины.
По словам куратора проекта, Натальи Михайловой, "400 лет Дому Романовых" вовсе не апология сусальному образу монархии — искусство вне политики. Возможно. Но что-то подсказало, что следующим крупным проектом галереи станет не "150 лет со дня написания "Революционного катехизиса" Михаилом Бакуниным" с обращением к "русским, польским и всем славянским друзьям", в котором он призывал к разрушению существующих, исторически сложившихся и держащихся одним насилием государств.
Так и оказалось — следующей актуальной темой проектов галереи "Мольберт" станет Олимпиада-2014".
И, почему-то мне кажется, в ожидающейся выставке галереи "Мольберт" про Олимпиаду-2014 не найдется места живописным решениям таких вот историй https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10202485545172263&set=a.1591641763309.2080794.1603841134&type=1&stream_ref=10 например.
И это не есть хорошо для искусства. Даже Некрасов кроме оды Муравьеву еще и "Современник" издавал. Во времена Романовых, кстати. <div class="clearfix"></div><div class="moderated">Отредактировано администрацией</div>