Папа может уходить. Но должен возвращаться

Папа может уходить. Но должен возвращаться

Сегодня завершается второй фестиваль «Балтийский кукловорот», как и в прошлом году, проходящий в государственном театре драмы и кукол «Святая крепость». Через несколько часов жюри объявит победителей и огласит лучшего из лучших.

Нынешний фестиваль получился необычным. Пандемия внесла свои коррективы, вследствие чего иностранные коллективы из Бельгии, Финляндии, Эстонии приняли участие в фестивале заочно, в формате онлайн. Жаль, конечно, но с инфекцией не поспоришь.

Будем надеяться, что в следующем году «Балтийский кукловорот», который, похоже, окончательно «прописался» в Выборге, пройдёт исключительно в офлайн-варианте, а зарубежные коллеги порадуют своими работами.

Но и без того программа смотра вышла разнообразной, яркой, интересной. В Выборг съехались кукольники из Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы, Кургана, Липецка, Севастополя. Среди них как театры с большим опытом, так и дебютанты.

Дебютанты, конечно, относительные. Например, Санкт-Петербургский Городской театр, основанный в 2016 году, успел завоевать популярность у зрителей и в городе на Неве, и в других регионах России, и в профессиональной сфере.

Подтверждением тому — награды Союза театральных деятелей РФ, Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит», театральная премия для молодых «Прорыв», премия общества «Театрал», спектакли театра включены в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Но кукольный спектакль «Собачка, которой не было», поставленный молодым режиссёром Анной Бесчастновой, первый в репертуаре коллектива. Основной принцип Городского театра – «человечность, работа души, искренний диалог» — режиссёр и актёры Илья Рудаков, Данил Визжалов, Анна Христич в полной мере воплотили в спектакле.

«Разогревать» детскую публику артисты начали ещё до начала просмотра, предложив юным зрителям составить свои пожелания мальчику Нино, главному герою постановки, который отмечал день рождения, а также нарисовать собаку, о которой мальчик мечтает. В благодарность детвору угощали яблоками.

— У нас всегда есть «подставные» дети в зале, мы им проплачиваем, приманиваем яблоками, — смеются актёры.

Так что публика была уже отчасти подготовленной и, разместившись в зрительном зале, с нетерпением ждала продолжения истории, которая оказалась весёлой и грустной, наивной и мудрой, но в итоге — светлой и оптимистичной.

Сюжет, увы, современный. Мальчик Нино скучает по отцу, который «работу работает», чтобы обеспечить семью деньгами. В рассказах бабушки и фантазиях мальчика папа предстаёт то лётчиком, то космонавтом, но Нино важен не образ, а сам папа, который на самом деле является обычным клерком.

Любопытно, что кукол в спектакле почти нет, за исключением собачки, появляющейся в финале, и маленьких фигурок животных, которые за счёт тонкой работы со светотенью создают условный спектакль в спектакле, иллюстрируя рассказы бабашки и фантазии Нино (дельфины, фламинго, далёкие моря и страны).

А главный герой, мечтающий о четвероногом друге, играет с… лучом света, который в его представлении превращается в собаку. Но никакая сила воображения не сделает чудо, химеры не заменят реальность, а папа не может быть вечно виртуальным.

Нино получает в подарок собаку, он в восторге и вдруг: в дверь звонят! Не папа ли вернулся? Вопрос остаётся без ответа, но все надеются, что главное желание мальчика всё же исполнилось. Этого искренне хотели дети в зале, на протяжении всего спектакля активно участвующие в действии.

Как известно, детская публика самая непосредственная, но и самая сложная. Детей не обманешь, они чувствуют фальшь или правду острее взрослых. Реакция была самая непосредственная, мальчишки и девчонки, похоже, забыли на время, что спектакль – это лишь игра, представление, и искренне сопереживали происходящему на сцене.

— У нас единственный кукольный спектакль в репертуаре. Но, возможно, будут и ещё, — говорит режиссёр и художник-постановщик Анна Бессчастнова. – Это инсценировка (по произведению голландского писателя Эдварда Ван де Фендела – «ВВ»). Я выбрала эту книгу, потому что тема показалась очень важной.

Есть спектакли про взаимоотношения бабушек и внуков, детей и матерей, а вот спектаклей про взаимоотношения отцов и детей, про роль пап в жизни уже выросшего человека, я, по крайней мере, не знаю.

Принесла ребятам текст, уместившийся на одном листочке формата А-4, и мы стали сочинять спектакль. Есть ли папа на самом деле? Это нужно спрашивать у каждого зрителя, у каждого на этот вопрос свой ответ. Не важно, чем папа занимается, лишь бы он был, — заключает Анна.

Это, очевидно, и есть лейтмотив постановки Санкт-Петербургского Городского театра, полностью совпадающий с девизом фестиваля: «Здесь оживают куклы, а северный ветер согревает сердца».

Попадёт ли «Собачка, которой не было» в число призёров фестиваля, гадать не станем. Но спектакль, безусловно, запоминающийся.

Торжественная церемония награждения участников и закрытие «Балтийского кукловорота» состоится сегодня в 15.30.

Папа может уходить. Но должен возвращаться
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий