Фильм «Канал Сталина» Арво Туоминена показали в Выборге
5 марта исполнилось 60 лет со дня смерти Иосифа Сталина (Джугашвили). В этот день, в самый прайм-тайм, в 22 часа, по центральному финскому телевидению YLE TV-1 прошел фильм «Канал Сталина» известного публициста Арво Туоминена. Выборгские зрители смогли познакомиться с этой лентой раньше — в субботу 2 марта.
Арво Туоминен — участник образовательных программ «Кино в США», лектор Университетов Беркли (США) и Сандерленда (Великобритания), лауреат многих престижных кинонаград. Видели его выборжане и на фестивале «Окно в Европу».
Фильмы Туоминена любимы и обсуждаемы по обе стороны границы — будь то ностальгический и забавный «Водочный туризм», исследовательский «Маннергейм и Петербург», или любой из фильмов цикла, снятого совместно с Дирекцией документального вещания ТРК «Петербург — Пятый канал», в которых наши страны представляют талантливые и яркие личности: Россию — Сергей Шнуров, а Финляндию Вилле Хаапасало. «Война и деньги», «Онежская вода», «Война Эйно С. Репо» самобытные, не похожие друг на друга последние работы Арво Туоминена.
И теперь — «Канал Сталина». Не знаю даже, как охарактеризовать стилистику ленты — столь много вошло в скромный, меньше часа, хронометраж фильма. На фоне звучащих с самого верха отечественной вертикали настойчивых политических требований переписать учебники истории, могу твердо сказать: учебники должны быть такими, как эта работа Арво Туоминена. Он не ставит оценок, не проклинает и не прославляет. «Канал Сталина» это фильм-консататация — точная, наблюдательная, мудрая.
Это повесть о Беломоро-Балтийском канале, его строительстве, людях, его сооружавших, и сегодняшнем дне канала, рассказанная, как практически во всех лентах Туоминена, людьми. Разными людьми — известными политиками, инженерами человеческих душ, и просто инженерами, рабочими-каналармейцами и директором музея Беломоро-Балтийского канала. Они ведут свой рассказ, не споря друг с другом, и время в фильме плавно переливается от начала 30-х ко дню сегодняшнему, выстраивая логику и семантику кинопроизведения.
Трагедия стройки, которая в любом случае заслуживает звания Великой, проста — за каждый метр канала длиной в 227 километров отдана одна жизнь его строителей. Как это случилось, чем мотивировали себя создатели нового советского рабства, в котором они готовились освободить часть рабов «перековкой», в чем заключались идеологические и экономические задачи этой стройки, какие инженерные проблемы стояли перед строителями — все это точно и ясно раскрыто в фильме.
Прекрасная операторская работа Игоря Юрова замечательно сочетается с удачно и убедительно подобранными кадрами редкой кинохроники. Живой и тщательный монтаж, оригинальный саундтрек и выверенный сценарий наверняка принесут фильму признание. Музыку для фильма написал карельский музыкант Арто Ринне. О своей работе в фильме он говорит:
— В картину вошли две песни: одна «песня урки», которого «перековал» труд, вторая — песня о строительстве. Тексты мы взяли из книги «ББК имени Сталина» под редакцией Горького. Люди писали хвалебную оду строительству. Главная идея книги: физический труд превращает людей старой формации в советских граждан. В этой книге ни слова не сказано о гибели десятков тысяч людей, реальность перевернута с ног на голову.
Известная пропагандистская поездка предводительствуемых Горьким писателей по каналу раскрывает в фильме неожиданные наблюдения ее участников, среди которых есть и полный тезка автора фильма — Арво «Пойка» Туоминен, ставший в 1935 году генеральным секретарем Компартии Финляндии, но отказавшийся от большевицких убеждений после нападения СССР на Финляндию.
Немалое место занимает фигура Нафталия Френкеля, авантюриста, контрабандиста, одного из заключенных Беломорканала. Именно Френкель наладил ту систему рабства, о которой часто звучит вопрос: «Кем был Иосиф Сталин? Эффективным менеджером или кровавым палачом?». Похоже, что правильным ответом будет — эффективным палачом и кровавым менеджером.
В Выборге «Канал Сталина» демонстрировался в рамках киноклуба Библиотеки на Рубежной, 18, уже не первый раз становящейся площадкой предпремьерных показов публицистического зарубежного кино.
Просмотр собрал полный зал зрителей, охотно обсудивших увиденное. Члены киноклуба выразили желание специально организовать возможность знакомства со всей фильмографией Арво Туоминена, о чем уже ведутся переговоры.
Следует отметить, что Туоминен специально посетил Выборг, с тем, чтобы передать диск с «Каналом Сталина» для выборгских зрителей. Ранее Туоминен неоднократно предлагал демонстрировать свои фильмы в нашем городе средствами местного телеканала, о чем писала наша газета. К сожалению, это не нашло отклика.
Еще до показа в Выборге «Канал Сталина» посмотрели в Петрозаводске, где город предоставил для его демонстрации зал Национального театра Карелии.