21 февраля администрация рок-клуба объявила собравшейся публике: «Сегодня прощальный вечер».
Год с небольшим назад, в декабре 2013 года выборгский рок-клуб «Кочегарка» шумно отмечал свое двадцатилетие, на котором было обозначено, что наш городской клуб — старейший из действующих в стране.
История его действительно уникальна, и наша газета много писала об этом: он был построен силами музыкантов и поклонников рока (около 500 человек принимало участие в строительстве), организовал десятки фестивалей (в том числе международных). «Кочегарка» была репетиционной точкой и студией звукозаписи для самых разных коллективов – от панк-роковых до классических хоровых, местом проведения спортивных мероприятий и гуманитарной столовой для беспризорных детей, местом собраний байкеров и поэтов, премьер аматерского кино, свободной дискуссионной площадкой. В России и зарубежье о клубе снимали фильмы (последний, созданный финскими документалистами, вскоре выйдет), Хельсинский университет организовывал туры в «Кочегарку». Там играли музыканты десятка стран – от Марокко до США. Клуб вел активную социальную работу, привлекая специалистов по борьбе с ВИЧ и наркоманией, участвовал в международных арт-проектах против расизма и нацизма. Воспитанники клуба поют в оперных театрах мировой известности и играют рок в целом ряде стран. И еще очень много хорошего в Выборге произошло по причине того, что у города был такой клуб.
Было решено не омрачать прощания обсуждением того, по чьей вине это произошло. Причин же закрытия клуба несколько. Около 10 лет назад у владельцев соседнего «Выборг-Паласа» были виды на территорию клуба, и с тех пор «Кочегарку» начали вытеснять с разной степенью жесткости – то бросали в зал взрывные устройства, то повышали плату за аренду (ежегодно и впятеро). Цену аренды, после мучительных переговоров с властью, удавалось вернуть, а вот срок аренды (договор заключался ежегодно и лишь на год) увеличить не удалось ни разу. А раз договор мог быть расторгнут в любую минуту, инвесторы опасались вкладывать деньги в клуб.
Требования надзорных организаций провести ремонт в «Кочегарке» втянули учреждение в долгосрочный проект, во время которого никакого дохода оно не получало, но вкладывало много средств в улучшение интерьера и оборудования. На этом, собственно, клуб и надорвался.
Следует специально отметить, что в последние годы диалог с местными властями налаживался, но из экономической жизни города клуб был исключен. Предложения клуба использовать его аппаратуру на многочисленных культурных мероприятиях по ценам, значительно ниже рыночных, отвергались в 100% случаев. Никакие расходы по переустройству бывшего подвала котельной в современный рок-клуб никак не компенсировались снижением арендной платы. А повысить цену на билеты клуб тоже не мог, учитывая низкую платежеспособность большей части своей аудитории.
…Прощание с клубом прошло в атмосфере несколько нервного возбуждения. В кулуарах, как мне кажется, запоздало, обсуждались новые проекты спасения намоленного места. Так, специально приехавший на прощальный вечер лидер известной питерской ska-группы «Барокко-Флэш» Вадим Смирнов настойчиво предлагал перевести «Кочегарку» в статус музея русского рока, подчеркивая важность огромного пласта национальной культурной истории, в которой принимали участие персоны выборгского рок-клуба.
Также звучали рекомендации попробовать превратить «Кочегарку» в филиал таких петербургских клубов, как «Jimi Hendrix Blues Club» или «Jagger», особенно учитывая предполагаемое развитие Выборга как туристического центра. К слову: на прошедшем в Выборге недавно международном семинаре по развитию туристического сегмента экономики, консультанты одной из ведущих мировых компаний по продвижению туристических услуг Horwath HTL специально указывали на важность сохранения таких местных культурных центров, каким является «Кочегарка».
Было высказано даже предположение, что мотивированное обращение к министру культуры Мединскому может спасти клуб. Предлагавший это председатель совета клуба Андрей Чумаков сообщил, что некие рекомендационные письма для министра готов дать заместитель главы администрации Николай Шишкин. Всерьез это предложение рассматривать не стали, исходя как из понимания персоны министра, так и из чуть раньше изложенной позиции господина Шишкина, заявлявшего, что он не видит разницы между молодежным культурным центром и кабаком: «И тут кафе, и там кафе. И тут музыка играет, и там музыка играет».
«Музыка играла», разумеется, и на закрытии клуба. Открывал вечер Дмитрий «Дич» Кулыгин, выступали Сергей Долгий, Алекс Моро, Николай Семченко, Дмитрий «Ариец» Меерцук, Юрий «Мао» Журавлев, Вадим Смирнов. Как всегда, между выступлениями музыкантов свои стихи читали поэты.
Кафе клуба, где проходил прощальный вечер, было переполнено традиционной публикой в возрасте от 18 до 70 лет. Кожаные «косухи» и джинсы соседствовали с вечерними нарядами и высокими каблуками, подчеркивая универсальность языка рока, 21 год жившего в этом подвале котельной, бывшей домом, клубом, школой, мастерской для нескольких поколений творческих людей Выборга.
Запомним «Кочегарку» такой, какой она была – свободной, живой, щедрой и честной.