В минувший понедельник исполнилось 10 лет со дня смерти заслуженного работника культуры России, многолетнего режиссёра народного театра городского Дома культуры Бориса Фурнэ. Памяти замечательного, талантливого человека, творчество которого, бесспорно, стало явлением в выборгской культуре, посвящена фотовыставка в ДК, названная «Режиссёр Борис Фурнэ и театр его времени…»,
Организатором выставки является Владимир Борисов, один из лучших актёров театра Фурнэ. Местные театралы со стажем помнят яркие работы Владимира в спектаклях, поставленных Борисом Петровичем: «Ричард III», «Самоубийца» и других. Владимир представил копии фотографий, сделанных в разные периоды работы Бориса Петровича в народном театре, который он возглавил после ещё одного талантливого режиссёра — Ивана Устинова. Спектакль «Клоп» по пьесе Маяковского в постановке Ивана Никифоровича стал событием на Всесоюзном смотре сельской самодеятельности в Москве. В этой постановке молодой культработник Борис Фурнэ прекрасно проявил своё актёрское дарование.
Театр ГДК с момента его создания возглавляли несколько режиссёров. Но не будет преувеличением сказать, что по-настоящему этот самобытный коллектив расцвёл именно под руководством Бориса Петровича. Выборгские любители Мельпомены и сейчас не скрывают эмоций, вспоминая спектакли «Святой и грешный», «Утиная охота», «Пролетарская мельница счастья», «Левша», «Наедине со всеми», «Колыма», «Любовь к трём апельсинам»…Они были поставлены в разные годы, от 70-х, когда театр Фурнэ был у всех на устах, до 90-х, эпохи творческого безвременья.
Практически каждая новая работа Бориса Фурнэ становилась событием, и не только в Выборге. Например, на спектакль «Утиная охота» приезжали из других городов СССР. Зрители не понимали, как самодеятельному коллективу позволили поставить пьесу Александра Вампилова, которая тогда, в середине 70-х, хотя и не запрещалась официально, но и связываться с автором, который писал о «нетипичных явлениях в жизни советского человека», не рекомендовалось.
Неслучайно из профессиональных коллективов в то время только Рижский театр русской драмы рискнул поставить «Утиную охоту», и театралы, видевшие эту работу, находили, что выборгский вариант, как минимум, не хуже, а в чём-то превосходит трактовку латышей.
Фотографии из спектакля «Утиная охота» на выставке не представлены. Но, благодаря энтузиазму Владимира Борисова, есть возможность вспомнить спектакли «Клоп», «Левша», «Ричард III», «Левша». Вспомнить корифеев театра — Сергея Модестова, Олега Баумана, Нину Егги, удивиться, какие масштабные постановки удавались Борису Фурнэ. За того же «Ричарда III», думается, и сейчас возьмётся не каждый профессиональный театр, не говоря уже о самодеятельности. Костюмы, декорации, репетиции! Огромная работа, с которой могут справиться истинные подвижники театрального дела, которым, безусловно, был Борис Петрович.
В последние годы жизни Борис Петрович сильно болел. Театром пытались руководить другие люди, но попытки были неудачными. Наверное, театр Фурнэ мог существовать только вместе с ним.
Хорошо, что Владимир Борисов организовал фотовыставку. Оформлена она скромно, но ведь всё делалось на голом энтузиазме. Хотя могли бы, наверное, подсуетиться и местные чиновники от культуры, их поддержка не была бы лишней. Ведь не каждый посетитель Дома культуры знает, кто такой Борис Фурнэ и чем интересен театр его времени. Получается, что имя Бориса Петровича дорого лишь тем, кто был с ним знаком, видел его спектакли. Однако и новому поколению выборжан нужно знать о людях, принесших славу Выборгу.