В Замке открылась выставка художника-графика Виталия Трофимова. Специалисты национальной галереи Республики Коми, где хранится большинство работ Виталия Трофимова, называют его не иначе как «ведущий акварелист Севера».
Для выборжан же он «свой парень», как выразилась директор музея «Выборгский замок» Светлана Абдуллина. Поскольку Трофимов, коренной петербуржец, провёл своё детство в Выборге.
На торжественном открытии экспозиции в минувший вторник Светлана Абдуллина отметила, что выставка Трофимова «Природа северного края» проходит в рамках музейной программы «Мы — россияне», согласно которой наши музейщики стремятся представить выборжанам работы мастеров из самых различных краев России. Однако при том, что большинство картин Трофимова посвящены Республике Коми, где автор живёт последние сорок лет, его молодость прошла в Петербурге и Выборге – здесь жили его родители, а теперь и дети. По традиции художника приветствовали председатель Выборгского отделения Союза художников Санкт-Петербурга Виктор Димов, а также председатель ЛИТО «Выборг» Светлана Немыкина.
Открывая выставку, Виталий Викторович рассказал зрителям, что он впервые задумался о рисовании, когда ему только–только исполнилось… два года. В четыре — несмышлёный художник срезал пучок волос со своей чёлки, чтобы сделать себе кисточку для рисования. В 1961 году после окончания Ленинградского художественно-графического училища Трофимов по распределению отправился в Республику Коми. С тех пор, поселившись вдали от городского шума, в небольшом городке Инта, Виталий Викторович нашёл свою музу: природа приполярного края с её тёмным насыщенным небом, живописными скалами и болотами. В своей мастерской, что расположилась возле посёлка Петрунь Интинского района, в полном одиночестве Трофимов рисует не пейзажи, но настроение природы Севера.
— Мне не интересно детально передать то, что я увидел. Главное — запечатлеть эмоции, которые вызывает пейзаж, поймать настроение и увековечить его на бумаге, — отметил Трофимов. – Я очень люблю музыку. И часто стараюсь передать в акварели мелодию. И если уж сравнивать мои работы с музыкой, я бы сказал, что это серьёзные камерные произведения.
Выставку для Выборгского замка мастер готовил специально. Акцент сделан на картины, посвященные Выборгу и Санкт-Петербургу. Часть работ — из экспозиции «Мои перекаты», с успехом представленной ранее в национальной галерее Республики Коми. Посетители экспозиции могут увидеть известную картину художника «В Мариинском «Пиковая дама»: бесконечная очередь в театр, иссиня-серые гроздья питерских облаков и вдали — акцент, золотые купола Никольского собора…
Как уже говорилось выше, Трофимов не пишет пейзажи, он старается взглянуть в суть увиденного, придать картине глубокий смысл. Так, работа «Дорога к храму», в которой автор изобразил улочку, ведущую к Часовой башне, рассказывает зрителям не об архитектуре старого города, как кажется на первый взгляд. «Дорога к храму» — путь каждого из нас от мелко-материального к духовно-бессмертному.
Увидят зрители и классические работы художника, посвящённые природе Севера. Две картины выбиваются из общего настроя экспозиции. Работа с кратким названием «1942 км» рассказывает о постройке железной дороги заключёнными советских лагерей. Другая, под названием «Глубинка», — ещё более трагична: развалины старого сельского дома, покосившийся забор, ожидающие добычи чёрные вороны. Трофимов пытается обратить внимание на то, как вымирают в глубинках забытые всеми посёлки.
Выставка «Природа северного края» интересна ещё и тем, что автору удалось развенчать представление об акварели как о некоем несерьёзном и легкомысленном занятии. Виталий Трофимов заметил, что за многие годы работы в этой технике ему удалось достичь некоего симфонизма в акварели, то есть той серьёзности, которая ближе к маслу.
— Импровизационность материала близка мне, поскольку я и сам активен, — отметил Трофимов. – Несмотря на то, что я уже 45 лет живу в одном городе, меня считают непоседой, так как я объехал почти всю Росси и никогда не сижу на одном месте. Акварель придаёт работам налет мимолетности, что ли. Художники, пишущие маслом, складывают картину по кирпичикам, свободное владение акварелью скорее напоминает движение смычка…