Не секрет, что кинематографисты часто выбирают Выборг для натурных съёмок. Особой популярностью пользуется наш город у киношников летом. На днях здесь работали две съёмочные группы. Четырёхсерийный сериал «Начнём всё сначала» снимали в старом городе и на Рыночной площади, а действие второго сезона детектива «Канцелярская крыса» развивалось на Выборгском судостроительном заводе.
Как правило, съёмки проходят в кварталах старого города. Внимание съёмочных групп привлекают Замок, Часовая башня, развалины Кафедрального собора… А вот предприятия, пусть и находящиеся в исторической части Выборга, в поле зрения кинематографистов попадают не всегда. Но всё же исключения случаются. Например, Выборгский порт стал местом действия, как минимум, двух полнометражных фильмов, являющихся классикой советского кино, и одного сериала.
Летом 1972 года в Выборг приехали две съёмочные бригады, представлявшие лучшие киностудии СССР. «Ленфильм» создавал картину для детей «Учитель пения», а коллеги с «Мосфильма» экранизировали литературное произведение учёного-географа Владимира Обручева «Земля Санникова». В отличие от ленинградцев, почти всю картину снимавших в нашем городе, москвичи отработали в Выборге всего две сцены – проводы корабля с путешественниками на борту (в парке Монрепо, в районе так называемого «Края света») – и подготовку того же корабля к долгому плаванию. Именно этот эпизод снимался в Выборгском порту.
Как вспоминал многолетний директор городского бюро путешествий и экскурсий, один из лучших выборгских экскурсоводов Вячеслав Морозов, для съёмок в Выборг из Ленинграда пришёл настоящий парусник, пришвартовавшийся у одного из причалов порта. Из города на Неве также приехали курсанты-моряки. Их переодели в форму матросов начала 20 века, которая, впрочем, почти не отличалась от современной. Молодые ребята лазили по реям, изображая активную подготовку судна к плаванию. Над портом звучала ставшая невероятно популярной после выхода ленты на экран песня « Есть только миг».
— Запись разносилась очень громко. Сцену, естественно, снимали за несколько дублей, так что песню можно было успеть выучить. Хотя жители окрестных домов даже выражали недовольство: у кого-то маленький ребёнок спал, кто-то просто отдыхал, — рассказывал Вячеслав Иванович. Заметим, что на съёмках в порту песня звучала в исполнении Олега Даля, но позже, уже при монтаже, коллегу переозвучил Олег Анофриев. До сих пор спорят, в чьём исполнении эта песня Александра Зацепина, как и другая, написанная для фильма («И солнце всходило…») лучше.
Вокальные возможности у Анофриева, конечно, были богаче, но драматический накал песни так ярко, как Даль, его тёзка всё же не смог передать. Скорее всего, режиссёры-постановщики картины Леонид Попов и Альберт Мкртчан просто «насолили» Далю, с которым изрядно намучились на съёмках (не секрет, что Олег Иванович имел пристрастие к алкоголю). Справедливости ради, нужно сказать, что перед записью Анофриев спросил разрешения у Даля, и тот не возражал.
Актёрам, кстати, пришлось несладко. Лето 1972-го года выдалось невероятно жарким, а по сюжету парусник уходил в Заполярье, и отправлялся из северного порта. Исполнители главных ролей – Владислав Дворжецкий, Олег Даль и Георгий Вицин – были одеты соответствующим образом. Но искусство требует жертв!
Примерно в то же время Выборгский порт стал одним из объектов съёмок детской картины «Учитель пения». По сценарию, у школьного преподавателя музыки Ефрема Соломатина пропадает собака, и в её поисках учитель мечется по всему городу. Съёмки проходили, в том числе, у проходной на Южном Валу, рядом с тогдашним зданием управления порта. В сам порт съёмочную группу не пустили, пришлось ограничиться территорией возле проходной, на спуске, сразу после ворот. По сценарию, исполнитель роли учителя Андрей Попов спрашивал у водителя одного из выезжающих погрузчиков, не видел ли тот собаку. Выделили два погрузчика, двух докеров-передовиков, которых даже переодели в новые спецовки, хотя сама сцена длится несколько секунд, и вряд ли зрители обращали внимание на одежду рабочих.
В начале 70-х годов Выборгский порт перерабатывал очень много баланса. Этот груз занимал буквально все портовские площади. В кадре видно, что баланс находился даже возле проходной, на выезде с предприятия. А в сцене в кафе «Бригантина», изображавшем парикмахерскую, в окне, если присмотреться, виден портальный кран. Тогда, в основном, это были грузоподъёмные механизмы из ГДР – «Соколы», «Альбатросы»…
Заметим, что тогда, как и сейчас, порт являлся режимным объектом, потому съёмки пришлось согласовывать не только с руководством предприятия, но и с сотрудниками КГБ.
Два года назад киношники «проникли» непосредственно в порт. Работникам кино пошли навстречу ради съёмок сериала «Канцелярская крыса», работа над которым длилась на протяжении 2017-2018 годов. Не будем сравнивать эту продукцию с «Учителем пения» и «Землёй Санникова» — другой жанр, другие постановщики, другие актёры, иной уровень профессионализма, сюжет, который 47 лет назад сложно было представить. Сейчас это тема почти будничная: разборки вокруг активов, среди которых порт имеет стратегическое значение.
Приятно, что, как и в фильме «Учитель пения», многие сцены «Канцелярской крысы» снимались в Выборге. А порт, образно говоря, сыграл самого себя. Правда, слава богу, таких перипетий, как в сериале, предприятию не приходится переживать.