В Выборге работали более 200 съёмочных групп
Завтра отмечается День российского кино. Выборг имеет к этому празднику непосредственное отношение, ибо съёмочные группы приезжали сюда неоднократно, и, по неофициальным данным, в период с 1940 года по настоящее время в нашем городе снимались сцены не менее чем 250 фильмов. Это, если не считать финский период, ведь кинематографисты Суоми тоже не обходили Выборг своим вниманием.
Сегодня мы вспомним некоторые выборгские картины, расскажем о комических случаях в ходе съёмок.
Просто ужас!
В 1961 году в Выборг приехала съёмочная группа Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов. Это была одна из первых киноэкспедиций после 1940 года, когда в наших краях снимались фильмы «Машенька» и «Боевые (Фронтовые) подруги». Режиссёр Павел Клушанцев прежде специализировался на неигровом кино, а то, что ему поручили экранизировать роман популярного тогда писателя-фантаста Александра Казанцева, объясняется тем, что Павел Владимирович в советском кинематографе стал одним из пионеров жанра научно-фантастического киноочерка. Кстати, «Планета бурь» осталась единственным художественной лентой в творчестве Клушанцева.
По сюжету, группа космонавтов (несколько советских исследователей и один американец) высаживаются на Венере. С ними, естественно, происходят разные фантастические приключения. «Венеру» нашли под Выборгом, в скалистом местечке, что между посёлками Гвардейским и Калинина, там, где сейчас мосты Дружбы. Полвека назад мостов ещё не было.
В одной из сцен на отважных космонавтов, прилетевших на планету бурь (таковой представлял Венеру Александр Казанцев, написавший сценарий к фильму) нападают страшные монстры, похожие на маленьких тиранозавров. Героям картины довелось также увидеть и бронтозавров, и птеродактилей, но эти чудища представляли собой бездушные механизмы и чудеса комбинированных съёмок. А тиранозавров изображали профессиональные спортсмены, преимущественно пловцы. Так вот, в одном из эпизодов эти монстры должны были зайти в воду и вынырнуть в районе гидрографической службы, что на Смоляном мысу. Но вода в заливе в тот летний день была мутная, пловцы не рассчитали и вышли из воды непосредственно на городском пляже, заполненном отдыхающими.
— Я проводил экскурсию, — рассказывает выборгский ветеран-экскурсовод Вячеслав Морозов. — Дошли до рынка, и вдруг нам навстречу бегут легко одетые люди. Проще говоря, в одних плавках и купальниках. Мы удивились, а они нам рассказывают, что на пляж прорвались какие-то страшилы. Дошли до Замка, и там полуодетые, напуганные горожане. Потом уже выяснилось, что это съёмки фантастического кино.
Добавим, что «Планета бурь» не снискала большой популярности у советских зрителей. Зато очень понравилась американцам, а такие асы Голливуда, как Стенли Кубрик и Джордж Лукас, признавались, что работа Клушанцева произвела на них огромное впечатление. Более того, Лукас снимал свои знаменитые космические саги именно под влиянием фильма Клушанцева.
Восхождение на башню
В 1972 году киностудия «Мосфильм» приступила к съёмкам фильма «Земля Санникова» по роману Владимира Обручева. От романа в картине осталась лишь сюжетная канва, и если бы ленту посмотрел сам Обручев, то, наверняка, сильно бы удивился. Съёмки шли туго, актёры (в главных ролях были задействованы Олег Даль, Георгий Вицин, Владислав Дворжецкий, Сергей Шакуров) постоянно спорили с постановщиками — Леонидом Поповым и Альбертом Мкртчяном. Шакурова даже пришлось заменить на Юрия Назарова. Даль также неоднократно порывался уйти из съёмочной группы, но его уговорили остаться.
В Выборге, конечно, снималась не мифическая земля Санникова, а некий российский приморский городок, в одном из ресторанов которого поссорились ссыльный каторжник Ильин (Владислав Дворжецкий ) и офицер Крестовский (Олег Даль). Крестовский предлагает пари: он залезает на Сторожевую башню, если восхождение удастся — Ильин стреляется на глазах у свидетелей, если Крестовский срывается с башни — тут, в общем, пояснения не нужны.
Съёмки рискованной сцены проходили в июне 1972 года в исторических кварталах Выборга. Естественно, на Часовую башню взбирался не Даль. Его дублировал профессиональный альпинист Владимир Мясников, а Дворжецкого (в сцене, когда Ильин помогает висящему на грозящей вот-вот рухнуть решётке Крестовскому перебраться в башню) — его коллега Эдуард Часов. Вообще же подготовка к съёмкам сцены длилась несколько дней, а в группе из семи питерских альпинистов работал знаменитый впоследствии Владимир Балыбердин.
Лихой гусар Крестовский в фильме лезет по башне без страховки и с завязанными глазами. В реальности же это было невозможно. Страховка, конечно, имелась, верёвка, которой обвязали Мясникова, пряталась под кружевной рубашкой и была прикрыта галстуком, 3-миллиметровый тросик находился между двумя пуговицами рубашки. Важно было, чтобы на крупных планах страховку зрители не видели, и тут оператор картины Михаил Коропцов сработал профессионально.
Конечно, одним дублем не обошлись. Съёмку пришлось прервать из-за…телеантенн. Дело в том, что они попадали в кадр. Самопальные антенны тогда в старом городе ставили многие, так как ретранслятор, хоть уже и функционировал, но качество сигнала оставалось невысоким. Эмоциональный Мкртчян дико ругался, а ассистенты быстренько взобрались на крыши и безжалостно повалили антенны. Через пару минут из ближайших домов выбежала куча разъярённых граждан, среди которых преобладали мужчины. Дело в том, что в ФРГ проходил чемпионат Европы по футболу, сборная СССР играла важный матч, так что гнев болельщиков можно было понять.
Киношники быстро решили проблему, раздав пострадавшим по 100 рублей. По тем временам очень хорошие деньги. Мужики быстро успокоились и присоединились к группе зевак, наблюдавших за съёмками.
Чиновничий переполох
Осенью 1984 года в Выборг прибыли сотрудники киностудии «Молдова-фильм». Режиссёр Василе Брескану снимал картину «О возвращении забыть», посвящённую легендарному подводнику Александру Маринеско. Правда, имя самого Маринеско в картине не упоминалось, командира советской подлодки сыграл Александр Филиппенко, но все понимали, кто стоит за его героем. Лента снималась к 40-летию Великой Победы.
Выборгу предстояло изобразить немецкий город-порт Данциг, откуда в 1944 году ушёл немецкий конвой, потопленный субмариной Маринеско. Немецкие подводники почётным маршем, под бравурные звуки музыки, проходят по Данцигу, садятся на транспорт и отправляются в последнее плавание. Для массовых съёмок понадобились не просто статисты, а люди, умеющие маршировать. В Выборге с ними проблем не предвиделось. Моряки, пограничники, да и вообще военных тогда в городе было значительно больше, чем сейчас.
Всех участников массовки одели в форму немецких ВМС, на некоторые городские здания повесили фашистские флаги и установили свастику. В частности, на Часовую башню, бюро путешествий и экскурсий, швейную фабрику, находившуюся на углу улиц Крепостной и Пионерской, нынешнее здание «Выборг-банка», где тогда работало отделение Госбанка СССР. Сцену прохода немецких подводников снимали вечером, но город «украшали», конечно, заранее. Как-то так получилось, что не все чиновники горкома КПСС оказались в курсе дела, и, когда они увидели вражеские флаги, впали в транс. Что это? Провокация, происки ЦРУ, или, как в том анекдоте, «наши уже вернулись?» Словом, у выборгских партийцев-управленцев молдавские мастера кино отняли немало нервных клеток.
Откуда взялась милиция?
В 2006 году в районе Малиновки, под Выборгом, режиссёр Алексей Балабанов снимал нашумевший впоследствии фильм «Груз 200». В групповых сценах были задействованы выборжане, среди которых оказался и корр. «ВВ». Большинство стали милиционерами, остальные — работниками «Скорой помощи».
В ожидании начала съёмки статисты прогуливались по обеим сторонам дороги. И было очень забавно наблюдать, как водители резко тормозили и предельно аккуратно проезжали мимо группы милиционеров, явно не понимая, что происходит. Киношники в это время немного отдыхали, так что ни камер, ни осветительной аппаратуры в пределах видимости не наблюдалось. Наверняка водители потом рассказывали: мол, еду через Малиновку, а там ментов куча. Что случилось?
Просто кино снимали!