Афиша театра «Святая крепость» гласила: демонстрируются спектакли факультета искусств Петербургского государственного университета, мастерская Семена Фридлянда и Виолетты Баженовой. Во-первых, удивительно, что дипломные спектакли демонстрируются в Выборгском театре, во-вторых, почему факультет искусств, да еще СпбГУ?
Перед началом первого спектакля («Дом на скале» Хейлы Вуолийоки) удалось побеседовать с Семеном Фридляндом, который с удовольствием рассказал и о факультете и о том, почему – Выборг.Факультет искусств в СПбГу (актерская программа) существует около пяти лет, и задуман был с целью получения актерами именно университетского образования, то есть качественного гуманитарного, которое, помимо специальных актерских дисциплин, включает два языка. Все косвенные предметы преподаются профессурой университета.
То, что дипломные спектакли обкатываются в течение года в Петербурге и области – обычная, оказывается, практика. Сам Семен Ефимович обзванивает режиссеров театров и договаривается о показе. С Юрием Лабецким их связывают давние отношения, в Выборге сам Фридлянд бывал неоднократно, помогал ставить некоторые театрализованные представления в «Монрепо», и самоходом приезжал на фестивали реконструкции. Так что Выборг для него город не чужой а, может быть, и для кого-то из выпускников станет родным. Ведь и режиссеры приглядываются к «дипломникам», а они, в свой черед, привыкают к зрителю.
В Выборг привезли два спектакля из пяти дипломных. Соответственно, это — драма, с хорошими характерами, как выразился Семен Ефимович, и трагикомедия — «Фантазии Фарятьева», дабы студенты могли показать все грани своего дарования. Фридлянд рассказал, что они сознательно привезли спектакли, отягощенные декорациями. «Не надо с самого начала загонять студентов в антрепризу»,— пояснил Семен Ефимович. Нужно, чтобы актеры привыкали играть в декорациях.
Забегая вперед, можно сказать, несмотря на малое количество выборгской публики, в конце артистам кричали: «Молодцы!» Довольно сложную постановку «Дома на скале» отыграли драматично, выразительно. Спектакль был популярен в двадцатом веке, и не избежать сопоставлений с «маститыми». Но тонкость фигуры и молодость актеров не помешала восприятию «характерности» персонажей. Замечателен трагедийный «поединок» красавицы Мальвины (Марина Доможирова) и молодой хозяйки Нискавуори (Юлиана Волошина). Каждая говорит о «своей» любви, и каждая страдает до истерических приступов. И Ловиста в сцене, когда она приходит в дом с только что рожденным ребенком, убедительна в своем опустошении, и Мальвина – в своей тоске – отчаянии. Вполне по-мужиковски кряжист хозяин поместья – Юхани. Молодой актер – Денис Швец, убедительно передает его возрастную основательность, несмотря на свою очевидную молодость. Ловиста – Юлиана Волошина, жалкая и несчастная в первых сценах, сильная в своем горе в конце драмы. Из истерики вырастает другой характер.
Спектакль по мотивам пьесы Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева», в постановке Семена Фридлянда, назывался «Фа…фа». Декорации на сцене воспроизводили обстановку в квартире 60-х годов, перед спектаклем и во время действия звучала музыка Окуджавы. Почти сразу стало ясно, что ведущие здесь – женские партии. Марине Доможировой удалось создать определенный образ, за которым прочитывается судьба героини. Хорош дуэт двух сестер. Екатерина Замятина вполне убедительно играет подростковые крайности – от неожиданной жестокости до гипертрофированного смирения. Очень женские взаимоотношения демонстрируют актрисы-сестры: от бурных взаимных обвинений до пуси-муси во время такого же бурного и упоительного примирения.
А вот мужской персонаж – Фарятьев (Виктор Кравченко) получился совсем никакой. На сцене – просто милый молодой человек, по всей видимости, несчастливо влюбленный. И то, об этом приходится только догадываться.
Безусловно, первый спектакль более выигрышный для молодых актеров, чем второй. В первом спектакле актеры «преодолели» недостатки возраста, а во втором – нет.
Но, по крайней мере, удачи тоже были. Волей-неволей им приходилось играть в предложенных обстоятельствах, героев в два раза старше себя.