Третья жизнь Татьяны Скорлупкиной

8 сентября в «Арт-холле» состоялось любопытное знакомство с художницей Татьяной Скорлупкиной, она же Федор Север – автор книг и мультфильмов. Татьяна приехала на встречу с выборжанами из Питера, для начала прочитала автобиографический рассказ «Диван», где немножко в аллегорической, немного в реалистичной манере раскрыла, как она «докатилась» до жизни такой.

Собственно, Федор Север – это, наверное, и есть имя внутреннего голоса, который заставил ее измениться и привел к художественному творчеству. Татьяна родилась в Петербурге, там же закончила консерваторию, член Союза художников РФ. На стенах галереи были развешаны ее картины. Поскольку автор – создатель мультфильмов, излишне говорить, что это была живопись яркая, я бы сказала, праздничная. Татьяна говорила о возврате к простому и ясному рисунку, близкому по эстетике детскому. Автор считает, что к детскому рисунку нужно стремиться. Лично мне такая позиция греет душу, хотя кто-то может и не согласиться. Именно такой рисунок и лежит в основе мультипликации, к которой ее привел Федор Север.
Вначале автор показала свои картины на видео, они легко выстраиваются по темам в определенный рассказ. Это, собственно, уже полумультфильмы. Реальные предметы в них тоже участвуют. Затем была показана анимация для взрослых. В одном из сюжетов, со ссылкой на Даниила Хармса, была затронута тема абстрактной живописи – «Черный квадрат» Малевича. В шутливой форме был задан вопрос: а не забыли ли картину перевернуть лицевой стороной? Памятуя о том, что большинство собравшихся – художники, автор долго объясняла, что это, конечно, шутка. Хорошая абстрактная живопись — очень сильная вещь. Могла бы и не извиняться. О том, что «Черный квадрат», возможно, одна из самых больших мистификаций, уже сказана не раз.
По этому поводу, кстати, задали вопрос из зала: «Вы призывали вернуться к детскому рисунку. Но он – простой и ясный, это полная противоположность абстрактной живописи. Значит ли это, что Вы совмещаете то и другое?»
— Нет, конечно, это вещи несовместимые. Абстракция — это не мое, хотя я очень уважаю это направление.
Был показан и ее «хулиганский « мультик «Отец Онуфрий». Но главное — автор презентовала свою книгу «Синие байки» — рассказы для взрослых, которые написала и иллюстрировала сама, сюжеты которой использует для анимации. Истории про хирурга Жабина по-настоящему забавны и смешны.
А почему «синие» байки? Тут у Татьяны свои отношения с цветом. Федор Север считает, что вокруг – переизбыток красного цвета. Это прет с экранов телевизоров, этот цвет диктует. Нами управляют. То, что делает наше правительство – это тоже торжество красного, агрессивного цвета. В противоположность ему – синий – это цвет воды, космоса, мудрости и уверенности в себе. Цвет духовности.
А до того, как стать художником, Татьяна была музыкантом. Причем, фанатичным. Играла на арфе, ездила с оркестром в разные края. Но когда-то, как казалось, ушла от музыки совсем… 10 лет занималась строительством, архитектурой, дизайном. «Это был какой-то кошмар», — вспоминает она.
Это была другая жизнь. Из кризиса (очень смешной рисунок — «Автор в кризисе – голый нерв») ее вывело написание «Синих баек». И это уже третья жизнь.
Но сейчас она пишет музыку к своим мультфильмам. Хотя предпочитает использовать чужую. Все делать самой – это слишком. Первую анимацию она сделала на пробу, увидев, как делают «Смешарики». Работают 70-80 человек. Она все сделала сама за месяц. Только голос за кадром звучит Антона Виноградова (5 канал). Но конечно, спала по три часа в сутки. И сейчас в ее анимации занято всего три человека – сама Татьяна, закадровый голос и композитор (если есть).
На вопрос, пробовала ли она продать свои мультики на ТВ, автор ответила, что нет, но посылает их обязательно на разные международные фестивали А вот новый трогательный фильм о собачках, где есть и мультяшные персонажи, и живые собачки, будет продавать на детский канал.
Можно сказать, что Федор Север – очень интересный писатель и режиссер, но Татьяна Скорлупкина не очень удачно организовала свой вечер. Были технические накладки с привезенной техникой и, видимо, нет навыка публичных выступлений. Поэтому часть собравшихся посчитала вечер утомительным. Татьяна шокировала присутствующих художников высказыванием, что по сравнению с трудом музыканта, рисовать — все равно, что чай попить. Но это она неоднократно говорила в разных интервью. Имеет право сравнивать. Труд музыканта, по ее словам, просто каторжный. Она начала рисовать, заканчивая заочно консерваторию и подрабатывая сторожем в Мухинском училище. Потом неоднократно выставлялась за рубежом, сейчас у нее проходит выставка в холле Мариинского театра.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий