Урок «Молодой гвардии»


Неделю назад в нашем городе со своими документально-художественными спектаклями побывал актер и историк Анатолий Низовцев. Анатолий Алексеевич получил актерское образование, закончив Свердловское театральное училище, работал в Ереване, в Русском театре имени Станиславского. В своей жизни он встречался со многими знаменитостями, чему способствовали и родственные связи.

В Ереване он жил в семье Арама Хачатуряна, с племянником которого учился в Свердловске. Его тетя была знакома с Шаляпиным, до 1952 года переписывалась со Сталиным. В Ленинград, к тете, Анатолий переехал после длительной болезни, нужно было менять климат. После болезни прервалась и его актерская деятельность. Он поступил на исторический факультет Ленинградского университета. Наверное, то, что жизнь его сводила со многими известными людьми, и интерес к истории предопределили появление его театра исторического портрета. Долгое время Низовцев работал за границей, выступая в театре пропаганды и эстетического воспитания Академии наук СССР перед нашими военнослужащими и сотрудниками дипломатических миссий, расквартированными в разных странах. С 1985 года по 1991-й он работал в Париже в дипломатической миссии, создал спектакль «Мир Эдит Пиаф» на основе воспоминаний людей, знавших ее. Вернулся к моменту развала Союза. Наступил период, когда театр исторического портрета стал никому не нужен.

Возобновил Анатолий Алексеевич свою деятельность, рассказывая о знаменитых людях, с которыми встречался лично или составил их портрет по воспоминаниям родственников несколько лет назад, после того, как перенес два инфаркта. Теперь это уже, скорее, хобби. Он сам ездит по городам, договариваясь со школами и филиалами вузов. В нашем городе Низовцев — в шестой раз. В Выборге, в школе № 313, он показал свой моноспектакль о молодогвардейцах.

Героя считали предателем

Как известно, романа Фадеева «Молодая гвардия» сейчас нет в школьной программе. Я не знаю, стоит ли об этом сожалеть или нет, претензии как к художественным достоинствам книги, так и соответствию фактам, предъявляли автору еще при жизни. Необходима была корректировка, связанная в ролью некоторых молодогвардейцев, в частности, считавшегося долгое время предателем Третьякевича. Но то, что молодогвардейцы в романе описаны живо и по-человечески достоверно (а по возрасту они близки современным старшеклассникам), и не одно поколение советских школьников воспитывалось на их примере, это факт. Да, книга идеологизированная. Но ведь без той идеологии и подвиг молодогвардейцев был бы невозможен.

У нас сейчас просто зияют дыры в учебниках, и непонятно, как нужно преподносить современным школьникам некоторые моменты нашей истории. Каждый исследователь издает «свой» учебник, где трактует события, как ему вздумается. С другой стороны, правящей партией явно взят курс на «патриотическое» воспитание в худших традициях совковых времен, когда патриотизм не воспитывается, а насаждается.

С этой точки зрения моноспектакль Низовцева под названием «Вечный огонь Краснодона» — это живой урок патриотизма, восполняющий недостатки школьной программы. Во-первых, сам исполнитель в течение многих лет переписывался и встречался с оставшимися в живых молодогвардейцами, родителями и родственниками погибших, и даже полицаями и эсэсовцами, отсидевшими свой срок и вышедшими на свободу. На столике, стоявшем в библиотеке, где проходил неформальный урок истории для семиклассников, были выставлены и фото молодогвардейцев, и письма с открытками от людей, помогавших документально восстановить биографию «Молодой гвардии». Привлекало живое, эмоциональное участие исполнителя в судьбе тех, о ком он рассказывал. К самой литературной композиции могут быть претензии с точки зрения построения и расставленных акцентов, но то, что автор воспроизвел и атмосферу маленького городка в первые дни войны, и дал понятие семиклассникам о некоторых реалиях того времени, несомненное достоинство выступления. Немалое внимание Низовцев уделил судьбе Виктора Третьякевича, считавшегося предателем вплоть до 59 года, рассказав о пытках, которым он подвергался, при этом никого из товарищей так и не назвав. Это стало известно на процессе полицая Подтынного, арестованного в 1959 году. Очень выразительный эпизод о матери Третьякевича, ходившей на братскую могилу краснодонцев, где не было фамилии ее сына, а люди шептались за спиной: «Мать предателя». Сейчас имя Виктора высечено на памятнике.

Школьники об этом ничего не знали

Низовцев довольно подробно рассказал о зверствах захватчиков, истязаниях, которым подверглись арестованные молодогвардейцы. Все это произвело впечатление на семиклассников, многие дети признались, что слушать это было страшно. Вообще, в библиотеке стояла тишина, слушали выступавшего очень внимательно, и ядовитая реплика рассказчика: «Может быть, вы дальше продолжите?», обращенная к школьницам, было совершенно излишней. Подавляющее большинство ребят сказали, что было очень интересно, о молодогвардейцах они ничего не знали.

В качестве ложки дегтя: перед началом урока- спектакля собирались деньги для автора. Сумма чисто символическая, но для исполнителя нужная. Все же человек на пенсии, ездит из Петербурга, снимает гостиницу, это расходы. Но то, что учитель одного класса трясла этими деньгами перед началом выступления и упрекала другой класс (в отсутствии их классного руководителя(!)), видимо, из-за того, что не была сдана нужная сумма, выглядело не слишком красиво. Деньги были вручены Низовцеву на глазах у школьников, причем, как выяснилось, другой класс понятия не имел, что это — платно. Разве нельзя было решить финансовый вопрос заранее, не привлекая внимания детей?

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий