Сегодняшнюю тему мне подсказал валторнист духового оркестра Выборгского городского Дома культуры Владимир Тарабыкин. Сейчас он полковник в отставке. А начинал свою военную карьеру «воспитоном» полкового оркестра.
Так в послевоенные годы называли мальчишек-музыкантов, отправившихся досрочно служить в армию. Официально они именовались воспитанниками духового оркестра, а по достижении призывного возраста становились полноправными служаками. Кстати, ликвидация института воспитанников привела к деградации военной духовой музыки.
Если раньше в каждом полку был оркестр, то сейчас их можно встретить лишь в крупных соединениях.
Так вот, в духовом оркестре полка, квартировавшего в Выборге в 60-х годах, в «воспитонах» числился и Владимир Тарабыкин. Потом получил высшее образование и служил уже военным юристом в штабе 30-го гвардейского корпуса. Однако свою валторну не забывал, и с выходом в отставку стал одним из самых активных участников духового оркестра городского Дома культуры.
Вообще, кроме музыкального дара, природа наградила Владимира Тарабыкина и большими организаторскими способностями. Постоянно он полон идей и всяких творческих замыслов. Ко мне он обратился с просьбой поднять в газете вопрос о возрождении в Выборге симфонического оркестра. Да, такой самодеятельный коллектив существовал в нашем городе в 60-70-е годы, и Владимир Тарабыкин был его участником.
Симфонический оркестр базировался в первой музыкальной школе. Основу его составляли преподаватели и учащиеся этого учебного заведения, представлявших группу смычковых инструментов. А на медных и деревянных духовых инструментах играли музыканты военных оркестров, которых тогда в Выборге было немало. По словам Владимира Тарабыкина, в школе с тех пор еще сохранились литавры. Первым руководителем оркестра стал бывший военный дирижер Виктор Цветов. На ту пору, выйдя в отставку, он являлся директором музыкальной школы.
За достаточно короткое время симфонический оркестр достиг немалого профессионального мастерства. Он постоянно брал первые призы на областных конкурсах и даже выступал на сцене Мариинского театра. Оркестр с блеском исполнял не только классику, но и произведения современных композиторов.
Однако это было и время широкого распространення вокально-инструментальных ансамблей. Играли в них в основном доморощенные музыканты, умевшие брать на гитаре четыре аккорда, так называемый «квадрат», и не помышлявшие о том, что для ударных инструментов тоже существуют ноты. Били в барабаны и тарелки как Бог на душу положит. Но это было модным. И постепенно ВИА вытеснили с концертных площадок серьезную музыку. Так ушел в небытие и выборгский симфонический оркестр.
Нельзя ли возродить в нашем городе такой коллектив? Об этом Владимир Тарабыкин много размышлял и пришел к выводу, что Выборгу вполне под силу создать самодеятельный симфонический оркестр. Теперь в городе существует уже не одна, а две музыкальных школы, где обучают игре на смычковых и духовых инструментах. Педагоги и наиболее одаренные ученики могли бы сесть за свои партии в оркестре. Группу медных и деревянных духовых инструментов можно укрепить за счет музыкантов городского Дома культуры.
Сложнее обстоит вопрос с руководством симфонического оркестра. Тут требуется специалист, имеющий навыки дирижирования инструментальной музыкой, а не только хорового пения. Возможно, в нашем районе найдутся такие одаренные люди. В крайнем случае, придется приглашать выездного дирижера из Питера. Все это можно решить. Было бы желание.
Владимир Тарабыкин рассказывал, что с идеей создания симфонического оркестра он обращался к заместителю главы районной администрации Анатолию Щуру и главе городской администрации Василию Осипову. И те якобы ответили, что иметь такой коллектив было бы совсем не плохо. В общем, на словах выразили свое согласие.
В свое время был у меня разговор с одним из преподавателей первой музыкальной школы на ту же тему: возрождение симфонического оркестра. Как оказалось, собеседнице этот коллектив был хорошо знаком. Однако она выразила сомнение, что удастся создать новый симфонический оркестр. И не в том смысле, что некому будет в нем играть, а из-за отсутствия соответствующего желания. Мол, у многих педагогов дети, а тут придется ходить на репетиции. К тому же все это бесплатно. А вот, дескать, в скандинавских странах участникам художественной самодеятельности приплачивают.
Это действительно так. Когда в конце 90-х годов выборгский духовой оркестр побывал с ответным концертным визитом в Лаппеенранте, то немало подивился тамошним порядкам. У наших финских коллег-духовиков было нечто вроде своего прекрасно оборудованного клуба. И уж совсем поразило, что самодеятельным артистам там положено денежное вознаграждение. А у нас, наоборот, заработанные на концертах деньги музыканты должны целиком отдавать в кассу культурно-досугового центра.
Таким образом, создание в Выборге симфонического оркестра возможно лишь на энтузиазме его участников. Прежде всего, требуются организаторы этого дела, такие неуемные люди, как Владимир Тарабыкин. Но нужна реальная поддержка со стороны власти. Если хорошо все раскрутить, то найдутся и желающие заниматься в оркестре. Например, автор этих строк готов в него записаться и играть на трубе.