250 младших школьников побывали на спектакле «Чудесный клад». По установившейся традиции в дни каникул он прошел на сцене муниципального ДК, администрация которого и пригласила актеров петербургского «Белого театра».
Его рождение художественный руководитель театра Михаил Чавчавадзе относит к 1988 году, когда он с друзьями открыл в Тбилиси театр-студию «Элва» («Молния»). Первой его премьерой стала постановка пьесы Александра Образцова «Пятеро». И своим новым названием театр тоже обязан драматургу. Образцов знал об эмигрантском прошлом Чавчавадзе – Михаил Михайлович родился в Париже и принадлежит к древнему княжескому роду.
Образцов обыграл это так: ассоциации с «белой гвардией» и «белой стаей», но также и с белыми ночами. Есть и другой оттенок смысла: «Белый театр» – это белый лист бумаги, на котором каждый режиссер и каждый актер может написать нечто свое, то есть это пустое пространство, которое можно заполнить своим творчеством.
Что общего между актером и ребенком? И тот, и другой любят играть… Их игра берет свое начало не в материальном, а в идеальном мире, где обитают красота и гармония. Такой мир чаще всего открывают им сказки, ведь именно там порой сокрыты самые чистые и мудрые истины. Одна из них сказка Вильгельма Гауфа «Холодное сердце», по мотивам которой и поставлен спектакль «Чудесный клад».
Это замечательная история об угольщике Петере (актре театра и кино Михаил Волков), который продал свое сердце за земные блага, избавив себя от обременительной способности чувствовать. Человек захотел много денег и решил, что за это можно отдать все. Он совершил трагическую ошибку, за которую жестоко поплатился. Чего стоит сердце, которое не болит, не бьется, не радуется и не страдает? Оно даже равнодушным быть неспособно.
После такого спектакля нет ничего лучше, чем, придя домой, свернуться калачиком в кресле с книжкой в руках. Не у компьютера, не у телевизора, а с книжкой. Совсем новой, еще пахнущей типографской краской. Или старой, с потрепанным переплетом. И полистать, помечтать, подумать. А еще лучше – почитать вслух. Для малышей это могут сделать родители. Если не поленятся.
Да, Гауф дал возможность своему герою снова обрести прежнее, живое, трепетное сердце, и угольщик Петер понял, что же есть настоящий «клад». Но будет ли он теперь по-настоящему счастлив, осознав, что причинил людям зло? Этот вопрос может звучать по-современному остро, если педагоги-воспитатели вновь обратятся к тексту сказки, чтобы обсудить ее со своими подопечными. Чтобы каждый из них пришел к собственным выводам.