Выборг глазами венецианца

Выставка одной картины проходит в изображённом на ней замке.

16 августа в музее-заповеднике «Выборгский замок» открылась очень любопытная экспозиция — это выставка одной картины, имеющей непосредственное отношение к нашему городу.

Много лет зная эту работу по каталогу Русского музея, я никогда не видел ее воочию, так как демонстрируется она не часто. Тем приятней было познакомиться с ней прямо в месте, на пейзаже изображенном. Знакомьтесь и вы — Козрое Дузи, «Крепость в Выборге».

Козрое Дузи (1808–1859) – венецианский художник, мастер исторической живописи и портрета. В 1827 году закончил венецианскую Академию художеств. К числу ранних крупных работ художника принадлежит эскиз занавеса для театра Ла Фениче. Известность за рубежами Италии ему принесли работы алтарной росписи в храмах Германии. В 1839 году Дузи получает приглашение Великого князя Николая Николаевича переехать в Санкт-Петербург, аккумулировавший в то время сверкание европейской культуры и наполненный зодчими и художниками, создававшими блистательный образ Великого города. В окружение Дузи вошли Огюст Монферран, Карло Росси, Андрей Штакеншнейдер, Карл Брюллов, Федор Бруни и его земляк-венецианец архитектор Альберт Кавос, воздвигший Мариинский театр.

Представленный при дворах высшей знати, Козрое Дузи получает заказы на живописные портретные работы, в том числе и от Императора Николая I, расписывает Галерею древней живописи Нового Эрмитажа, пишет полотна для Исаакиевского собора, церкви Мариинского дворца.

В 1841 году Дузи избран членом-корреспондентом Императорской Академии художеств, а в 1851 году Дузи был удостоен звания профессора Академии Художеств. Между двумя этими событиями он перевозит в Санкт-Петербург семью.

В середине 40-х годов XIX века Козрое Дузи предпринимает поездку в Финляндию, творческим итогом которой стали работы «Выборгская крепость», «Водопад в Иматре» и «Финский пейзаж».

Самой известной работой Дузи в Петербурге является живописный плафон Мариинского театра «Часы с Амурами». Плафон был выполнен в 1860 году по эскизам Дузи австрийским художником Энрико Франчиолли.

В 1859 году Дузи серьезно заболевает, и, перевезенный на родину сыном, в октябре того же года умирает в семейном поместье в городе Маростика недалеко от Венеции, где до наших дней живут его потомки.

Кроме живописного наследия, Дузи оставил и литературное – «Дневник художника Козрое Дузи, или Приключения венецианца в России» — его дневник, который он аккуратно вел в течение нескольких лет. Это интереснейший документ эпохи, не только описывающий светскую жизнь аристократии, но и содержащий много любопытных бытовых зарисовок, живописующих жизнь России.

Пейзаж, представленный сегодня в зале первого этажа главного корпуса замка, написан в 1844 году, и изображает замок пострадавший от пожара, возникшего от удара молнии в флагшток башни Святого Олафа 18 (30) апреля 1834 года в 10 часов вечера.

Вот что написано в сопровождающих выставку материалах: «Пейзаж не принадлежал к излюбленным жанрам Козрое Дузи, однако именно в нем художник продемонстрировал виртуозное владение композицией и мастерство колориста. Картина «Крепость в Выборге» – нехарактерный для Дузи образец «романтического пейзажа», в котором художник подчеркивает мощь замка, противостоящего бушующей стихии. Неслучайно так усилены живописцем и разрушения замковых валов, и сила волн, разбивающихся о каменную твердыню.

На полотне Дузи Выборгская цитадель предстает как «замок-руина» – образ, закрепившийся в классицистическом пейзаже еще в XVII веке. Картина принадлежит к числу тех немногих художественных произведений, на которых оказались запечатленными последствия пожара, уничтожившего купол башни Святого Олафа и ее деревянные конструкции».

Возьму на себя смелость предположить, что этот пейзаж возник не без влияния на Дузи его немецкого современника, Каспара Давида Фридриха, в то время входившего в моду своим мрачноватым и холодным романтизмом, в работах которого руинам замков и обломкам кораблей противостояла несокрушимая величавая мощь высших сил.

Однако более теплая колористика венецианца Дузи, использовавшего тот же образный инструментарий, что и Фридрих, проецирует иные эмоции – голубое небо над замком не оставляет сомнений в том, что смелый маневр парусника не путь к гибели в бурных волнах, а, скорее, захватывающее приключение, каким и была жизнь этого художника в России.

Биография Козрое Дузи легла в основу исторического детектива «Балалаечник» («Il suonatore di balalaika»), написанного в 2010 г. Франкой Рицци, которой художник приходится дальним предком. Картина «Крепость в Выборге» прибыла в наш город на три недели – не пропустите эту удачу – встреча с этим произведением, возвращающим нас в Выборг середины XIX века, большое удовольствие.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий