«Выборгский пленер» в работах петербургских акварелистов
13 октября выставочный зал ГМ «Выборгский замок» уже в четвертый раз принимал долгожданный гостей — Общество акварелистов Санкт-Петербурга, ежегодно радующих выборгских поклонников изобразительного искусства своими экспозициями. На этот раз 24 автора представили вниманию публики около полутора сотен работ, объединенных темой «Выборгский пленер».
Общество акварелистов прямо продолжает дело основанного академиком Альбертом Бенуа в 1887 году Петербургского Императорского общества акварелистов, членами которого были такие известные мастера акварели, как Александр Беггров, Александр Бенуа, Федор Бухгольц, Михаил Клодт, Лев Лагорио, Константин Маковский и другие. Всего в разное время, в состав объединения входило около ста человек. В 1918 году, с закрытием последней, тридцать восьмой выставки, общество вынужденно прекратило свою деятельность. Восстановлено оно было в 1997 году усилиями искусствоведа Абрама Раскина и петербургской художницы Нины Дьяковой, ставшей первым председателем общества. С 2002 года на этом посту ее сменил Юрий Шевчик.
Сейчас в обществе состоит около 90 мастеров акварели, что примерно соответствует численности Петербургского Императорского общества акварелистов.
За время деятельности объединение акварелистов осуществило ряд удачных выставочных проектов, к которым, кроме известного в нашем городе «Выборгского пленера», следует отнести Международную биеннале «Арт-Мост-Акварель», «Акваторию Акварели», «Акварель чистой воды», «Арт-Хронос». Кроме традиционных площадок, где работы сообщества акварелистов экспонировались неоднократно — музей Бенуа, выставочный зал музея «Мир воды» и музей-заповедник «Петергоф», были и значительные по масштабам проекты в Центральном выставочном зале «Манеж» и Музее городской скульптуры. Крупные выставки общества вывозились в Италию и Мексику, где были тепло приняты.
Экспозиция «Выборгский пленер», как следует из самого названия, в значительной мере состоит из городского пейзажа, каким его увидели авторы работ, и паркового пейзажа, натурой которого стал прославленный парк Монрепо. Монрепо привлекает акварелистов едва ли не со дня его создания — его можно видеть на акварелях датского художника Кристенсена, жившего в первых двух третях XIX века, в еще более ранних работах Мартынова. Вдохновлял величественный парк и Великую княгиню Ольгу Александровну. Не удивительно, что Монрепо влечет и современных художников, пытающихся увидеть сквозь дымку времени ту утраченную парковую архитектуру, которая сохранилась на лишь акварелях Кристенсена.
Открытие выставки «Выборгский пленер» прошло при большом стечении публики. И, как это часто бывает, праздник акварели в Выборге перетек в обсуждение широкого спектра проблем, искусству сопутствующих. Юрий Шевчик высказал уже привычную уху выборжан обеспокоенность состоянием городской архитектуры — часть традиционны орнаментов, украшавших веками выборгские здания, теперь можно увидеть только на работах Юлии Султановой, сделанных с натуры менее десяти лет тому назад.
Почитаемый многими горожанами, художник, скульптор, замечательный педагог Тувий Израилевич Лейтман вновь с горечью сетовал на отсутствии в Выборге зала, где на постоянной основе могли бы экспонироваться городские авторы, и где лучшие из работ могли бы храниться, делая честь Выборгу. Ольга Копеина, талантливый художник и умелый организатор, говорила о том, что территория города дает огромный потенциал для проведения масштабных биеннале, нуждающихся лишь в небольшой поддержке муниципальных властей.
Возвращаясь к содержательной части выставки, добавлю, что выставка отчетливо демонстрирует таланты своих авторов, как опирающихся как на традицию, так и создающих собственные новации. Зал, полный хорошей пейзажной акварели, проецирует на зрителя удивительную, тонкую энергию, заставляющую забыть об осеннем ненастье, по-новому взглянуть на знакомые ландшафты и разделить это видение с авторами работ.
Экспозиция удобно развешена для осмотра. Государственный музей «Выборгский замок» и Общество акварелистов издали изящный иллюстрированный каталог. Выставка открыта ежедневно, кроме понедельников, и будет находиться в Выборге до конца ноября.