В понедельник, 18 мая, в лекционном зале библиотеки Аалто прошёл творческий вечер Андрея Кивинова, известного писателя, сценариста и драматурга. Во встрече с читателями приняла участие и Виктория Шервуд, писатель, журналист, редактор, автор и составитель сборника «Дети войны», подготовленного телерадиокомпанией «Мир» и издательством АСТ к 70-летию Великой Победы.
Книга состоит из воспоминаний тех, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Это истории о том, как дети помогали партизанам и подпольщикам, тушили «зажигалки» на крышах блокадного Ленинграда, участвовали в обороне Севастополя, работали в тылу и выживали на оккупированных территориях. Дети войны – последние свидетели тех страшных и героических лет и потому их воспоминания бесценны. В планах издательства – продолжение серии, сборник «Военная летопись семьи», и Виктория Шервуд обратилась к собравшимся с предложением присылать воспоминания и фотографии.
Кивинов – творческий псевдоним, настоящая фамилия писателя – Пименов. Андрей Владимирович рассказал о своем творчестве и о себе, о том времени, на которое пришлось его становление как писателя. Вероятно, не все читали его рассказы, повести и романы, но тех, кто не видел сериал «Улицы разбитых фонарей», первый сезон которого создан по сценарию Кивинова, полагаю, буквально единицы.
Герои сериала представили обществу ранее невиданное лицо российской милиции, весьма, как оказалось, обаятельное. Не все знают, что Андрей Кивинов знаком с милицейскими буднями не понаслышке. В ту пору он служил в органах и записал, шутки ради, для друзей накопившиеся истории и байки. Нарисовал картинки, сброшюровал и подарил коллегам. Все персонажи были абсолютно реальными, даже фамилии не были изменены. Случилось так, что рукопись попала к издателю, её предложили опубликовать, со словами «никто так о милиции не писал». Кивинов доработал рукопись до нужного объема, изменил фамилии, и в 1994 году вышла книга «Кошмар на улице Стачек», в которой впервые появились герои, знакомые нам по «Улицам разбитых фонарей».
Начинающему автору предложили написать и сценарий. «Ленфильм» в те годы был, мягко говоря, не перегружен, по коридорам, как выразился Андрей Владимирович, «бегали собаки». Поле для творчества было, таким образом, свободно. Объяснялось это, в первую очередь, крайней бедностью отрасли. За те деньги, на которые сняты первые 15 серий «Улиц», как отметил автор, сейчас бы никто работать не стал. В 1997 году подполковник Пименов возглавлял «убойный» отдел и многие сцены снимали прямо у него в кабинете. В массовке участвовали все, кто был на съемочной площадке, реквизит искали по знакомым. Например, потребовался автомобиль, на котором должны приехать на «стрелку» бандиты. Ни у кого в съемочной группе не оказалось не то что традиционного для таких моментов БМВ, но вообще никакой иномарки. В итоге нашли жёлтый компактный «Фольксваген-жук», который и фигурирует в одной из серий. Для той же цели нужен был ещё и мобильный телефон – тоже редкость по тем временам. Тогда автор сценария из дома принёс радио-телефон, с которым и ходили «крутые парни», приехавшие на желтом «жуке».
Любопытно, что этот проект, «Улицы разбитых фонарей», курировал Путин. Продюсер ездил к нему подписать бумаги на обеспечение, например, когда требовалось освободить улицы для съемок: «Продюсер бросал – «к Путину, подписать», — и уезжал. Путина тогда никто не знал – это был просто заместитель Собчака».
…После издания первой книги Андрей Кивинов ещё шесть лет работал в органах, занимаясь по выходным литературой. Что интересно, когда уволился, о милиции писать перестал. «Я хорошо знал фактуру…Чтобы достоверно описывать, что там происходит, надо находиться внутри системы, держать руку на пульсе. Сейчас изменились законы, менталитет, а дьявол, как известно, сидит в деталях». Зато после этого Кивинов полностью посвятил себя творчеству и стал весьма востребованным сценаристом и драматургом.
По его произведениям сняты сериал «Убойная сила», блокбастер «Каникулы строгого режима», фильмы «Курьер из «Рая», «Опережая выстрел», «Подсадной», за эту ленту Кивинов получил два «Тэффи», «Любовь под прикрытием», «Куклы колдуна», по книге Виктории Шервуд (Пименовой), «Трудно быть мачо». Осенью на 1 канале состоится премьера фильма «Временно недоступен», с Безруковым и Дюжевым в главных ролях, это комедия положений. В процессе подготовки ещё один проект для 1 канала — лента «Зона личной безопасности», режиссерский дебют Никиты Высоцкого. Для канала НТВ снят фильм «Розыгрыш», Как отметил Кивинов, «у меня более грустный финал истории, а продюсеры сняли полный хэппи-энд». Также вскоре на экраны выйдут фильмы «Волшебник» и комедийная лента «Пурга».
На вопрос «ВВ», приходилось ли ему подправлять сценарии, чтобы сгладить углы, удовлетворить некий социальный заказ, Андрей Владимирович ответил так: «Есть внутренний цензор, понимание, что пропустят, что — нет. Как такового заказа на создание положительного образа никогда не было, чтобы кто-то подходил и просил. Первое кино посмотрел Степашин, он тогда был министром внутренних дел, сказал «это форменное хулиганство», но потом успокоился и всем артистам по часам подарил. Потому что герои хоть и раздолбаи, но делают хорошее дело, и порядочные, честные люди… Сейчас есть такие случаи, когда звонят из МВД: если фильм идет на федеральном канале, они требуют сценарий себе на цензуру и достаточно жестко режут, чтоб создать, по их мнению, положительный образ героя. Смысл в том, раз государство дает деньги, будьте любезны… На НТВ проще — это частный канал».
Как бывшего оперативника, Кивинова спросили, какую профилактическую работу ведёт полиция.
«Думаю, никакой. И в наше время, поверьте, никакой. Я застал времена, когда были так называемые «предотвращёнки». Смысл в том, что мы узнаем, допустим, что кто-то замыслил преступление. Вызываешь его и говоришь: если совершишь – посадим. Он должен написать: «Я, Вася Иванов, собирался ограбить магазин и благодаря тому, что со мной провели беседу, я от этого отказался». И эти «предотвращенки» шли как раскрытие, по ним, реально, велась статистика, раз в квартал требовали отчет Но какой идиот напишет?.. Особенно меня убивало, когда на совещаниях какой-нибудь генерал спрашивал – почему у вас плохо с профилактикой заказных убийств? Лучшая профилактика – социально-экономическое положение в стране и общее воспитание. И вторая лучшая профилактика – раскрытие преступлений. Если будет раскрываемость 90 процентов – кто-то призадумается».