25-й кинофестиваль закрыли «Сыном» и отдали четыре награды Ханту-дебютанту

25-й кинофестиваль закрыли «Сыном» и отдали четыре награды Ханту-дебютанту

XXV юбилейный кинофестиваль российского кино «Окно в Европу» открывали оптимистичным философски-сукачёвским «То, что во мне», а закрывали картиной Славы Росса «Сын». Героем фильма-открытия стал музыкант Игорь-Гарик Сукачёв, собственно являвшийся и режиссёром картины, фабула которой состоит в том, что внутренний поиск толкает жителя столицы, нашедшего повествование знатока Алтая в московском сугробе (книгу Сукачёву телепортирует алтайский сказитель), отправиться в дальнее путешествие.

И вот музыкант на мотоцикле уже катит по Чуйскому тракту в сторону Монголии — на родину. В дороге он встречает самых разных людей, проникается их менее цивилизованной жизнью, историей края и, конечно, красотой природы. Заворачивает Гарик и в деревню Сростки, в дом Василия Шукшина, где встречается с бабушкой, которая довольно хорошо помнит Василия Макаровича. Соседка рассказывает, что в школе Вася не был хулиганом и о девчонках не помышлял, напротив – много читал, был умным и справедливым. Узнаём мы и другие подробности из жизни любимого режиссёра. Впереди у музыканта – много встреч, каждая из которых согреет его душу …

Фильм снят красиво, и если вы не были на Алтае, то смотреть его однозначно стоит. А если вернуться к смыслу, то для меня с одной стороны, было много красивой природы, трогательного и интересного из истории края, с другой – банального: столичный житель, привыкший к грохоту и шуму, везёт этот свой грохот и шум на Алтай, в горы. Он даже через реку на байдарках переплавляется на своём крутом мотоцикле. А ближе к концу к нему подтягиваются более 50 байкеров – жуть… К счастью, музыкант прощается с ними и добирается до родных мест уже один…

Фильм закрытия «Сын», режиссёром которого является Слава Росс, намного менее оптимистичный, оголяющий проблему ювенальной юстиции. Представляя картину, генеральный продюсер Андрей Феофанов был немногословен: «Этот фильм – человеческая и гражданская позиция всей нашей съёмочной группы. Мы принимаем всерьёз эту проблему и выступаем против ювенальной юстиции».

В главных ролях заняты Арсений Ромашин, Мария Миронова, Андрис Кейшс, Юозас Будрайтис, Андрей Мерзликин, Ольга Сутулова. Они за два часа рассказали зрителю драматическую историю, основанную на реальных событиях, пусть не одной семьи – нескольких. По сюжету, в благополучной семье финского политика и русской жены случается дикое и непонятное: органы опеки забирают у них пятилетнего Ванечку: якобы, за жестокое обращение. Мама догадывается, откуда «ноги растут» — завистливая соседка, недавно проигравшая им суд, доносит. Не имея никаких доказательств, власти забирают мальчика в приют, а совершенно бесправные родители, пытаясь вернуть любимого ребёнка, начинают борьбу с государственной системой, которая им явно не по зубам. После просмотра я прямиком отправилась к продюсеру фильма «Сын», генеральному продюсеру телекомпании «Амальгама студио» Андрею Феофанову.

— Насколько обстоятельства, показанные в фильме, реально отражают ситуацию? Были ли они преувеличены? Кто является прототипом главной героини?

— Скажу вам однозначно, что обстоятельства преуменьшены. Вымысла в фильме нет. И многое мы, по тем или иным причинам, просто не смогли показать. Судьба главной героини Маши Мироновой соткана из эпизодов жизни четырёх женщин. Одна из них поучаствовала больше других — Ирина Берсек — она уже в Москве. Одного ребёнка они смогли вывезти, а второго – нет. Как правило, такие ситуации заканчиваются катастрофой: семьи нет, детей отбирают и продают. Но мы решили всё-таки в конце фильма показать надежду, хотя в реальной жизни всё страшнее. Мы будем стараться запустить этот фильм в прокат. Также, возможно, его покажут по 1 каналу.

Выходя из кинозала, я услышала разговор двух женщин. Одна, выборжанка Мария, говорила: «У моей соседки такая же ситуация! С мужем развелась. Младшего ребёнка они сумели вывезти через границу, а старшего сына таки отдали в приёмную семью. Благо, новые родители разрешают им видеться, хотя бы раз в год».

Фанфары в замке, или четырежды награждённый дебютант Саша Хант

В это время Замковый остров уже готовился принять кинематографистов, участников кинофестиваля «Окно в Европу»: установили сцену и стулья, оформили пространство фестивальными зонтами, подготовили фуршет. Примечательно, что в этом году красивый музыкальный создавал петербургский оркестр, а два солиста исполняли арии из опер.

Награждение вела актриса Алиса Хазанова, которой по очереди помогали все, кто был уполномочен вручать призы.

Начну с главного – четырежды за вечер на сцену поднимался режиссёр Александр Хант, впервые снявший свой полный метр под замысловатым и немного даже отталкивающим названием «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов». Режиссёр, приодевшись согласно эпохе, показанной в фильме, получил сначала приз Медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России – «За сценарий»; чуть позже приз жюри «За лучшую мужскую роль», адресованный исполнителю главной роли Витьки Чеснока Евгению Ткачуку, который не смог присутствовать на церемонии; в третий раз Хант поднялся на сцену, чтобы получить награду за третье место в конкурсе «Выборгский счёт»; и, наконец, вся съёмочная группа вышла, чтобы получить главный приз 25-го «Окна в Европу», поскольку фильм был признан победителем главного игрового конкурса «Осенние премьеры».

Алексей Бородачёв получил приз Медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России «За сценарий» к фильмам «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» и «Жили-были». Приз Саввы Кулиша «За творческий поиск» вручили режиссёру Юлии Бобковой за работу «Последний вальс». Президент Армен Медведев по традиции наградил своих – на этот раз «За дебют» был отмечен Петр Тодоровский, представивший «Лавстори».

«Выборгский счёт» выиграла довольно бессмысленная комедия с Александром Реввой в главной роли и при этом крепким актёрским составом старых актёров — «Бабушка лёгкого поведения». Второе место в этом конкурсе зрительских симпатий занял фильм «Аритмия», прежде уже взявший главный приз «Кинотавра» и два приза — за главные роли, опять-таки — на «Кинотавре», и на фестивале в Карловых Варах.

Главный приз неигрового кино увезла режиссёр Наталья Гугуева за работу «Форсаж». Главный приз анимационного кино отдали фильму «Рыбы, пловцы, корабли», режиссёры Андрей Кулев, Дмитрий Геллер – «За поэтичность и мастерское владение языком восточной культуры». В конкурсе «Копродукция. Окно в мир» победила работа режиссёра Чарли Брауна «Красный русский».

В главном конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры», кроме двух призов – Ханту и Ткачуку, специальный приз жюри — «За лучший дебют» кинематографисты вручили режиссёру Роману Жигалову за драму «Лес». Ещё один специальный приз жюри – «За высокий уровень визуально-музыкального решения» — отдали фильму «Хармс», режиссёр Иван Болотников. Диплом «За актёрский ансамбль» в фильме «Девушка с косой» получила режиссёр Ольга Попова. И, наконец, за исполнение главной роли в фильме «Ничей» режиссёра Евгения Татарова дипломом был награждён 14-летний семиклассник из 212-й школы Петербурга Олег Чугунов, сыгравший в паре с Надеждой Марковой (известна по фильму Звягинцева «Елена»). С Олегом, сыгравшим мальчика из неблагополучной семьи, мы беседовали сразу же после премьеры. Оказалось, что родители петербуржца не кинематографисты, но сам он чуть ли не с рождения влюблён в кино.

— Я всегда смотрел фильмы и рекламу и думал: «Ну чем я хуже?». Долго уговаривал маму сходить со мной на кастинг, и вот, когда мне было 10 лет, мы сходили. И меня сразу же взяли в экспедицию в «Седьмую руну». И дальше всё само пошло, — рассказывает дипломант. – Обстановка на съёмках – это просто сказка. Но на самом деле я также семь лет занимаюсь таеквондо и заодно хожу в художественную школу.

…Обсуждая тенденции в российском игровом кинематографе на итоговой пресс-конференции, члены жюри говорили о том, что фильмы становятся более простыми и зрительскими. Ну, а если взять в расчёт цифры, то конкурс игрового кино на выборгском фестивале можно с уверенностью назвать конкурсом дебютов, поскольку девять из одиннадцати работ сняты дебютантами. В этом смысле «Окно в Европу» вполне оправдывает свой девиз – «прогноз на завтра».

25-й кинофестиваль закрыли «Сыном» и отдали четыре награды Ханту-дебютанту
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий