Абстракции и ассоциации Валерия Костаринова

В центре «Эрмитаж-Выборг» открылась новая выставка.

Центр осуществляет проект «Художники Ленинградской области», и Валерий Костаринов был представлен публике как житель Гатчины, хотя у художника довольно длинный географический и творческий путь.

Он родился на Украине, детство и юность провел в Донецке, затем переехал в Норильск. Там Костаринов работал художником-оформителем в отделе промышленной эстетики, потом — в художественно-промышленных мастерских. С 1976 года — активный участник городских, общесоюзных и международных выставок. В период с 1984-го по1991 годы художник закончил Центральную экспериментальную студию Союза художников СССР в Москве, так называемую высшую школу «Сенежского малого Баухауза», в 1991 году стал членом Союза художников СССР. В 1995 году Валерий переехал жить в Тольятти. К этому времени в его багаже были не только персональные выставки в разных городах страны, в том числе в Москве, но и участие в зарубежных вернисажах. В 1999 — 2000 годах Костаринов жил и работал во Франции. В 2005 году он становится жителем Гатчинского района, поселка Войсковицы, где работает в школе искусств.

И в центр «Эрмитаж- Выборг» художник приехал с коллегами – преподавателями школы искусств, правда, — музыкантами. Но живопись музыкальна, особенно если это по преимуществу абстрактная живопись, как у Валерия Костаринова. Творчество его очень разнообразно, на выставке представлены и фигуративные работы (стреимящиеся запечатлеть объект, натуру), однако, как он сам говорит, все образы — из головы, нет ни одной картины, написанной с натуры.

Большой триптих «Рублев – Тарковский», с которого начался осмотр выставки, написан был под впечатлением и работ Андрея Рублева, и фильма с одноименным названием, Андрея Тарковского. На вопрос: «Почему именно абстрактно?» — художник отвечает, что иначе и не получится: невозможно его ощущения выразить фигуративно, это будет повторением Рублева и Тарковского. И как иначе изобразить те ассоциации, которые носишь в себе более 20 лет? С помощью акрила он постарался передать и свежесть (современность) великих авторов — живописца и режиссера.

Конечно, абстрактное искусство отображает идеи цветом, об этом говорят и названия картин: «Путешествие в синее», «Лунный ослик» (преобладает лимонный цвет»). Сплошная сияющая золотая краска — картина «Детство», а есть еще «Зеленое детство».

Но и в фигуративных работах у Костаринова можно отметить мастерское владение цветом, композицией. Например, чрезвычайно выразительны «Девушка с лимоном», пейзаж «Город у горы» в неповторимой манере художника, вызывавший одновременно чувство узнавания и любования. Кто не стремится к этим городам у гор, как в жизни, так и в живописи… Однако «офранцуженность» этих картин только видимая, так же, как близость реалистической манере работ «Портрет старого монаха» и «Дачка у озера». Валерий Анатольевич категорически отверг какое-либо влияние известных живописных течений, не говоря уж о подражании. Он сказал, что всегда очень самостоятелен в своих работах. Художник относит их к условно-метафорическому стилю, чем и объясняются возникающие ассоциации. Вроде бы реализм, но именно что вроде бы. Условный реализм. Это своего рода наши «отзвуки» увиденного.

В целом, в выставочных работах чувствуется увлечение станковой, монументальной живописью. «Андрей Рублев», например, выполнен в манере фрески без подражания ей. Масштабны по исполнению работы «Лето 13 года», где эпичность ощущается в самом названии, «Святой Франциск», «Движение».

Выставка продлится до 14 февраля.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий