Петербуржец рассказал о своих поездках на Святую гору.
Интереснейшей встречей 4 января отметила начало 2018 года галерея «Арт-холл» ВЦ «Эрмитаж-Выборг». Гостем выборжан стал неоднократный участник здешних выставок, петербургский кузнец (чья работа и сегодня украшает рождественскую экспозицию) и фотохудожник Алексей Троицкий (на фото).
Любопытно, что Алексей, получив университетское образование геолога, уже в течение 20 лет занимается кузнечным делом, художественной ковкой. Благодаря этой профессии он и попал на греческий Афон, в один из монастырей, куда потом ездил не раз.
Рассказ о путешествии на полуосторов Халкидики, где находится Святая гора Афон — монастырская республика, созданная в VII веке православными монахами, Троицкий иллюстрирует черно-белыми фотографиями. Вот высокое, похожее на башню, византийское здание на берегу Средиземного моря в городке Урануполис – в нем паломники получают диамонитирион (разрешение на въезд) и покупают билеты на паром, который ходит раз в день, если нет шторма. Сухопутная граница закрыта, ее можно пересекать только в экстренных случаях. Паром идет от оконечности вдоль полуострова и останавливается у всех монастырей. Вот и похожий на фрегат, рассекающий морские волны, Дохиар — небольшой монастырь, куда ездит Алексей. Говорят, что братия этой обители одна из самых дружных на Афоне.
…Странное фото, на котором в темноте едва различимы крохотные огоньки. «У монахов всего 2 выходных дня в году – Рождество и Пасха. Во все остальное время утренняя служба начинается в 3 часа ночи, в полной темноте при нескольких свечах и лампадах, нет никаких электроприборов, и длится до 8 утра. Затем – трапеза, на которой получают стакан домашнего вина — в такое время немного странно, можно не пить, но, отстояв почти 5 часов на службе, все выпивают свои 250 г, и это как-то веселит. Потом часок отдыха, и в 10 все идут работать». Алексей говорит, что монахи работаю постоянно,обеда как такового нет, в течение дня прерываются перекусить – вся еда состоит из оливкового масла, меда и хлеба. Потом вечерняя служба, трапеза и сон.
Первое время Алексей ездил с группой коллег — помочь монахам по кузнечному делу. Он и кузнецом стал, познакомившись с выпускниками Мухинского училища и осваивая профессию рядом с мастерами. В 90-е, когда наука перестала поддерживаться государством, его работа по изучению гранитов не могла прокормить,потому и сменил много профессий. К кузнице, что называется, прикипел. Изготавливает балконы, решетки, лестницы. Однажды получил заказ на копию дореволюционной решетки — было интересно работать по старинной технологии, без применения современных средств, вроде сварки. Участвует во всех кузнечных фестивалях, которые проходят в Петропавловской крепости и других местах.
Фотографирует камерой большого формата, старинного образца, проявка, фиксаж, печать – все сам. Выставлял работы на фото-биеннале в Русском музее, фотопроект «Жизнь металла в городе» — в Петропавловской крепости. Есть и серия фотографий выборгских домов, иные из которых теперь только на них и увидишь.
В ноябре прошлого года компания кузнецов не сложилась, и Алексей поехал на Афон один. «Разжег горн, прошло минут десять, заходит человек, совершенно мне не знакомый, и говорит: «Наконец-то появился кто-то в кузнице – вот тебе кофе». В кузницу постоянно заходят гости, приносят угощение. Несущий послушание повара монах Иаков, русский, готовя утреннюю трапезу на весь монастырь со всеми паломниками, обязательно забегал со свежайшим оливковым маслом, медом, булочками. Всех, кто не отказывался фотографироваться, Алексей старался запечатлеть. Вот молодой чернобородый монах на фоне красивых кованых дверей одной из церквей монастыря. Это лучший товарищ кузнеца, грек Неофит. Эти двери они сделали вместе за 4 дня. «Когда я приехал, он первый прибежал, а по-русски знал только «Давай, давай, давай!». Другая совместная с греком работа — ограждение вокруг небольшой церкви, стоящей на склоне горы, около моря.
Возвращаясь в Петербург, Алексей сохраняет тот, обретенный на Афоне, настрой доброжелательности, и почти всегда люди отвечают ему взаимностью.