В Приморском краеведческом музее открылась выставка Людмилы и Натальи Барановых под названием «Разные и прекрасные». Глядя на репродукции картин известных мастеров, трудно поверить, что это не живопись — так тонка и совершенна техника исполнения. И только внимательно присмотревшись, убеждаешься, что это вышивка очень мелким крестом.
Зрители любуются изображениями, а кажется, что на них самих с портретов выразительно смотрят «Неизвестная» Крамского, «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» Кипренского, юная Мария Лопухина кисти Владимира Боровиковского… «Когда вышиваешь, как будто рисуешь, создаешь картину, художник – кистью, а мы ту же работу – нитками», — объясняют мастерицы.
Натюрморт с сиренью восхищает прозрачностью воды в стеклянной вазе, достоверностью тяжелых темных и воздушных белых гроздьев … Есть и шутливые сюжеты из кошачьей жизни, и даже пародия «Дон Ки Кот и Санчо». Портреты и натюрморты невелики: 30х40 и чуть больше. Пройдя основную стену экспозиции, оказываешься перед большим полотном, и тут захватывает дух – «Охотники на привале» Василия Перова. Тоже вышивка? Не может быть! Оказывается, может, и состоит она из 210 тысяч крестиков! Хрестоматийной картине в этом году исполнилось 140 лет. «Я люблю ее с детства, — признается Наталья Баранова, — и, увидев схему, сразу купила. Вышивала полгода».,
Они – мать и дочь. Людмила Яковлевна 40 лет преподавала химию в Приморской средней школе. «В детстве меня окружали талантливые, творческие люди», — рассказывает она. В 1942 году в блокаду умерли мама и младшая сестрёнка, отец воевал на Ленинградском фронте, а девочка в 7 лет оказалась в детском доме, который размещался на Карповке в двухэтажном общежитии литераторов. «Мы не были белоручками и сами наводили порядок, помогали взрослым в прачечной, на кухне, даже пилили дрова». Всю блокаду детдомовцы ходили в школу, а кроме этого их учили рукоделию, танцам, водили в Александринский театр. «Я бредила театром. Став учителем, каждый урок воспринимала, как выход на сцену. Не представляю, чтобы учитель сидел, я работала по 5-6 часов, стоя на каблуках». После института, когда по распределению попала в сельскую школу, а развлечений никаких не было, много вышивала, потом мода на вышивку прошла. Одна из работ 1957 года подарена музею – влюбленная пара на скамейке у хаты. Тогда уже проявился ее творческий почерк – очень мелкий стежок и отсутствие пробелов, как на картинах художников не видна грунтовка.
Она и сейчас энергичная, открытая, позитивная. Но вот 6 лет назад, когда умер муж, затосковала. Дочь Наталья привезла схемы для вышивания – это стало началом новой творческой жизни. Через год – первая выставка в городской библиотеке. А затем произошло то, что казалось невозможным. Наталья рассказывает со смехом, что никогда до того не брала в руки иголку. Такое трудно представить, но девочка не могла пришить пуговицу, зашить дырку, все делала мама. Наталья по образованию тоже химик, любит готовить и даже в трудные 90-е, чтобы кормить семью, ходила в загранку коком, всегда позиционировала себя технарем. И вдруг, наблюдая за мамой, втайне взялась вышивать маленькую черепашку – 10х10 см. Рисунок был простейший, из нескольких цветов, но лишь на десятый день нитки перестали путаться в руках. Потом взялась за львенка – чуть посложнее, потом – небольшой пейзаж.
Четвертая работа – «Девушки в жемчужном ожерелье» Константина Маковского — сделана уже профессионально, и она украшает эту выставку. А когда отмечали 80-летие Людмилы Яковлевны, Наташа преподнесла в подарок маме икону Николая Чудотворца – все ахнули. «Труднее всего вышивать лицо и руки, — объясняет она. – Ошибешься в пейзаже, не так заметно, но на портрете видна любая мелочь».
Директор музея Ирина Колотова восхищается: «Два года назад у нас прошла их первая семейная выставка. Скорость работы поражает». Людмила Яковлевна говорит, что Наташа теперь вышивает быстрее, проводя за пяльцами до 10 часов. У нее появилась своя методика: вышивать участки картины сначала ниткой одного цвета, затем другого и так далее.
Что они чувствуют, заканчивая работу? Думаете, желание отдохнуть? Ошибаетесь! В мечтах уже новые образы.