В библиотеке Аалто 24 августа состоялась презентация выставки Владимира Жака «Выборг-1512». Это четыре картины, которые воспроизводят вид города в начале 16 века.
Само собой, на презентацию пришли краеведы, ведь для создания картин была проведена немалая исследовательская работа, художник обращался за помощью и к Алексею Мельнову, научному сотруднику Выборгского музея-заповедника, и к Игорю Пилипчуку, с которым они и завершили работу.
О том, как осуществлялся замысел, вспоминал Владимир Жак, историческую информацию предоставил Игорь Пилипчук, в частности, рассказавший о строительстве крепостной стены вокруг средневекового города.
Владимир признался, что, создавая картину средневекового Выборга, в основном использовал художественную фантазию, но, тем не менее, считался с историческими фактами. «Так вполне могло быть»,- сказал он, демонстрируя разные «части города», вид на поселение с севера, юга, востока и запада. Дело в том, что карт этого периода не существует. Как рассказал Игорь Пилипчук, самая ранняя относится к концу 16-го — началу 17 века. Опираясь на имеющиеся изображения и сопоставляя с информацией об облике средневековых городов из разных источников, Владимир Жак нарисовал удивительный город, создав реконструкцию поселения 1512 года. Выборг, который мы не знаем. Кое-где он поменял местами некоторые объекты. Так, например, верфь находилась в другом месте, — рассказал Игорь Пилипчук, ближе к сегодняшней «Карусели». На картине Жака она находится напротив замка, со стороны Ратуши.
На видах Старого города есть и Мельничный холм, с изображенными на нем мельницами. А Игорь Пилипчук объяснил, что по имеющимся сведениям в начале 16 века весь город был деревянный, так его и нарисовал Жак. Естественно, на картинах представлен и замок, с реконструированным подъемным мостом. Это весьма интересные изображения, со множеством деталей, любопытных не только краеведам. Можно сказать, что любой реконструктор – романтик. Средневековый город, написанный Жаком, вызывает какую-то странную ностальгию, так пасторально выписал художник жителей на телегах, крестьян, едущих куда-то по своим делам.
Предыстория создания проекта «Выборг-1512» такова: Владимир занимался в архивах ЛОГАВ в начале 2000-х, и на его глазах редактор альманаха «Wiborgs Nyheter» Ханс Андерсин с товарищами принесли в архив и приладили на стенке красиво оформленный плакат с перепечаткой гравюры Эрика Дальберга, на которой изображен Выборг конца 17 века.
«Смотрел я на этот плакат и искренне сожалел, что местные художники до сих пор не сотворили что-то подобное Дальбергу»,- рассказывал Жак. Идея запала ему в голову, но до ее реализации прошло немало времени. И разложенные части картины вкупе с картами несколько лет лежали у него на столах. Но все же он его сделал. Молодец, одним словом!
Игорь Пилипчук рассказал подробно о башнях, которые находились в крепостных стенах, у входа в город. Мы знаем только Часовую да Ратушную, а краевед воспроизвел несколько названий, типичных для городских фортификаций.