Посетители галереи «Арт-холл» ВЦ «Эрмитаж-Выборг» 22 сентября могли подумать с порога, что попали в художественную мастерскую: настолько выставка «Квартира 16» передает атмосферу творческого процесса.
Такого числа талантливых людей на единицу площади в галерее еще не бывало: 29 художников разного возраста, образования, манеры письма, степени известности. Их объединяет в своей мастерской, в квартире 16, Анатолий Заславский, живописец, недавно отмеченный «за вклад в культурную жизнь Петербурга и оригинальный почерк художника» премией «Петрополь». Картины Заславского составляют гордость многих музеев.
Его лекциями «Петербургская школа живописи» заслушиваются те, кто хочет научиться понимать главное содержание живописи как психологического пространства, получать бездонные переживания через сочетание, разговор цветов. «Анатолий Савельевич не давит своим авторитетом, а дает человеку возможность раскрыться, направляет каждого в том русле, в котором художник хочет идти», — объясняет Даниил Троянов. Диптих Троянова — мужская и женская модели – выигрышно расположен по обе стороны окна, причем мужской портрет написан на обрезке картона серпообразной формы (какой попался под руку), что придает выразительность работе.
Три выставки «Квартиры 16» прошли в Санкт-Петербурге, а четвертую пригласила в Выборг Елена Бичевина, за что ее благодарили на открытии выборжане. «Нужно иметь свободу, совесть и смелость, чтобы так писать», — высказался художник Леонид Фролов. «Это настоящее искусство», — оценил Николай Малыхин, склонный критически воспринимать коллег по цеху.
Художники пишут только с натуры. В центре зала в «Арт-холле» выложены фотографии, запечатлевшие процесс работы, а на стенах – те же композиции в живописи. Эффект присутствия достигается изображением мастерской в пастельных набросках Татьяны Левченко, в картинах Дмитрия Анигеева, показом одной модели разными художниками с разных ракурсов, в разной манере. Много портретов мэтра и учителя, а Юлия Волкоморова в картине «Друзья» изобразила Анатолия Савельевича рядом с Оксаной Петровой – их совместная работа зашифрована псевдонимом ОПАЗ. «Здесь, как в калейдоскопе: стеклышки разные по форме, цвету и размеру, а при движении создают общую картину», — сказал Александр Беловицкий. На сравнение с «Палатой № 6» «квартиранты» не обижаются, а посмеиваются, зная о своем «сумасшествии» — одержимости творчеством. В восторге от посещения мастерской осталась организатор выставки Наталья Юрданова, не устающая цитировать афоризмы Заславского.
Очаровывают пейзажи Нины Перфильевой и Марата Таджиева, удивляет простота выбора натуры Полины Заславской – «Двор на Петроградской» с легкой игрой света в зелени листвы. Натюрморты на бордовом бархате Кати Грановой пародируют фламандца Снейдерса. Одетая в бордовое бархатное платье, художница с улыбкой говорит: «Мы не можем воспринимать барокко вне времени барокко». В «Квартире 16» начинают рисовать даже те, кто приходит просто посмотреть. «Я филолог по образованию, никогда не писала маслом, а теперь не могу остановиться», — говорит Оксана Жирова. Ее картины в центре экспозиции и в большем количестве, чем работы других участников. Так поступает Заславский на всех выставках – открывает и показывает новые таланты.