«Худсовет» принял работу

«Худсовет» принял работу

В преддверии премьеры народный театр показал пьесу Уильямса

В минувший вторник Выборгский народный театр представил зрителям дебют Александра Костёнкова, недавно возглавившего один из старейших любительских творческих коллективов города (см. «Главное – актёр», «ВВ», №44, 11.11.2016). В определённом смысле публике был представлен и сам Александр, а собравшиеся поклонники Мельпомены получили возможность не только оценить первый сценический опыт молодого режиссёра в народном театре, но и поделиться своим мнением по окончании показа.

Условно говоря, зрители выступили в роли общественного худсовета. Такая практика использовалась прежде, особенно в перестроечные 80-е годы, но в последнее время почти не востребована. А обсудить, безусловно, было что. Ведь за два месяца (как заметил сам Александр, «за 20 репетиций»), театр поставил пьесу «Несъедобный ужин» великого Теннеси Уильямса, одного из столпов мировой драматургии. Правда, эта одноактовка не так известна, как, например, ставившиеся на сценах всего мира «Кошка на раскалённой крыше», «Трамвай «Желание» или «Стеклянный зверинец». Но сам драматург считал эту работу одной из своих лучших.

Содержание «Несъедобного ужина» можно уложить в несколько строчек. Проживающей где-то в американской глубинке семье Бауменов до смерти надоело присутствие в их доме тётушки Роз, дальней родственницы миссис Баумен, которая до того успела пожить почти у всех своих родственников. Испорченный ужин (старушка забыла растопить плиту и подала овощи почти сырыми) стал лишь поводом для скандала. Причина очевидна: старуха надоела, она раздражает, путается под ногами, не дай бог, заболеет, а то и помрёт. Так почему же Баумены должны быть крайними?

Если миссис Баумен по прозвищу Куколка не очень ловко завести разговор с тётей Роз, то глава семейства Арчи Ли как человек рабочий, и потому прямой и довольно грубый, не расположен «миндальничать и церемониться». Он предлагает родственнице жены либо отвезти её на побывку к другой родне, либо отправиться в дом призрения. Конечно, ни тот, ни другой вариант тётю Роз не устраивают. Она-то надеялась, что на склоне лет нашла приют, где проведёт немногие оставшиеся дни, старалась предупредить каждое желание Куколки и её супруга, искренне верила, что её стряпня нравится Бауменам, но, увы, она просто никому не нужна…Разве что розам, за которыми старушка старательно ухаживает, но и они к осени увядают.

Это, безусловно, и есть суть пьесы – не забывайте о стариках, ведь и вы когда-то окажетесь на их месте. «Несъедобный ужин» написан несколько десятилетий назад, но проблема взаимоотношений престарелых и их вроде бы близких людей по-прежнему актуальна. Особенно для России, с её вечным жилищным кризисом. Александру Костёнкову и на удивление удачно подобранному органичному актёрскому ансамблю (Виктор Уразов – Арчи Ли Баумен, Марина Ракова — миссис Баумен, Лидия Фирсова – тётя Роз) удалось, что называется, «зацепить» публику. В течение получаса, что шла одноактовка, зрители никак не проявляли эмоций, они просто молчали, внимали, думали.

После окончания показа публика, в основном, благодарила режиссёра и актёров, но были отмечены и некоторые технические недочёты. Один из зрителей признался, что успел возненавидеть персонаж Виктора Уразова, настолько тот отвратителен. Автору Арчи Ли в исполнении Виктора не показался злодеем, да и вряд ли режиссёр ставил перед актёром столь прямолинейную задачу. В том-то и ужас, что семейство Бауменов – не ярко выраженные отрицательные герои, они самые обычные средние американцы, которые отнюдь не считают, что совершают подлость. Разве мало таких «Бауменов» в любой другой стране?

Конечно, оценивать работу Александра Костёнкова по «гамбургскому счёту» рановато. Это лучше всего делать после нескольких показов, когда, как заметила присутствующая на просмотре заведующая отделом культуры Выборгской райадминистрации Галина Цветкова, работа «обрастёт мясом». В сущности, и премьера ещё не состоялась, а до того постановщик вполне имеет право внести коррективы в общий рисунок спектакля, в трактовку ролей персонажей.

Но главное, и это факт – зрители приняли нового режиссёра Выборгского народного театра, а труппе, похоже, интересно с ним работать. Есть основания полагать, что профессиональное мастерство недавнего выпускника Санкт-Петербургского государственного института культуры будет расти с каждой новой постановкой.

«Худсовет» принял работу
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий