Столетняя «Чайка» на молодежной сцене
Премьера спектакля «Чайка», этюд-зарисовка по пьесе Антона Чехова, состоялась 27 ноября в любительском объединении «Молодежный театр-клуб» на Мира, 3. Можно сказать, этой постановкой отметили 120-летие бессмертной «Чайки», написанной в 1896 году.
На крохотных подмостках разгораются совсем не детские страсти. Это дебют не только для режиссера Григория Логвинюка, но и для актеров, впервые сыгравших во «взрослом» спектакле. Играют увлеченно, искренне и потому убедительно, погружая зрителя в глубину человеческих взаимоотношений. Ни тени постмодернизма, захлестнувшего умы режиссеров, подвергающих вторичной переработке классиков и перемещающих героев в современную жизнь. Не было ли соблазна поставить «Чайку» таким образом, чтобы продемонстрировать свое особое видение? «Нет, мы изначально решили, что играем Чехова так, как написал Чехов. Мы хотели перенестись именно в ту эпоху. И здесь не нужно что-то менять», — отвечает режиссер.
«Чайка» была давней мечтой Григория. Когда-то в Москве ему «представилась честь заниматься в одной из старейших актерских школ – театре-студии «Квадрат» под руководством Татьяны Григорьевны Пеня». Ставили «Чайку» и его ввели на роль Сорина на тот случай, если основного актера не будет. «Но он всегда выходил на сцену, а мне так и не пришлось сыграть». Говорит об этом со смехом. Вообще, смех здесь присутствует, как полноправный член компании.
Вот рассказывает Наталия Вашкевич, и все непрерывно смеются. «Григорий Михайлович сказал: «Наташенька, может быть, горничную?». Я ответила: «С удовольствием!». Потом: «Что-то Аркадиной сегодня нет. Может, кто-нибудь «читанет» за нее?». Начала читать, и сразу стало понятно, что она – прима, эгоистичная, избалованная славой актриса. И вы такая, спрашиваю. «Может быть», — отвечает Наталия уклончиво, а ее сыночек Тимур твердо: «Да!». И все опять смеются. Малыша прозвали Чехов сын, потому что он практически жил за кулисами. В предыдущем спектакле «Стоптанные туфельки» играл с мамой, и сама она впервые вышла на эту сцену в 6 лет.
«Мне играть в следующей премьере Аркадину. Наташа удивительно легко жила на сцене», — не скрывает восхищения Вера Кузнецова, руководитель коллектива. Всех она любит и знает, но появление педагога по вокалу Екатерины Медведевой в роли горничной стало для нее сюрпризом – ввод режиссер сделал накануне премьеры. «Приятно видеть ребят, у которых горят глаза, которые переживают за каждое слово, — говорит Екатерина. — Для меня честь – участвовать в таком спектакле».
У Григория Логвинюка любовь к театру зародилась, когда учился в художественной школе и дети с Леонидом Ивановичем Бондариком ставили спектакли. Потом сам стал преподавать живопись, рисунок, композицию и театральные игры, готовить небольшие постановки с младшими учениками. Хотелось поработать со взрослыми актерами. Помогла творческая дружба с Верой Кузнецовой, которая тоже преподает на театральном отделении Выборгской детской школы искусств.
В августе начались читки «Чайки», и за короткое время родился спектакль. Поскольку все актеры — люди работающие (здесь есть и парикмахер, и военный, и студенты), нет стабильного репетиционного графика, собраться вместе могли только в последние дни. Нужно было не только выучить текст, но и научиться естественно держаться на сцене, верить в то, что говоришь, слышать своего партнера. «И многим актерам, которых видела сегодня, я поверила», — порадовалась Вера Юрьевна
Вероятно, не только руководителя поразила игра Полины Ротарь. Ее героиня Нина Заречная, восторженная, светящаяся надеждами девушка в начале пьесы и раненная пережитыми страданиями женщина в финале – образ, несомненно, удался не только внешне, даже голос Нины из легкого, звонкого превратился в глухой, резкий. Полина нашла также выразительную деталь – как будто случайно оставшийся на руке след красной помады стал новым символом убитой чайки. Режиссёр закрепил эту деталь, а Вера Кузнецова прокомментировала: «Спектакль как готовый продукт складывается из таких мелочей, которые по тексту совпали и произвели впечатление — это очень ценно».
По мнению режиссера, всегда есть над чем дальше работать – это все-таки премьера. Но всех ее участников похвалил. Александр Неизвестный органичен в роли доктора Дорна и даже немного похож на Чехова. Учитель Медведенко в исполнении Андрея Шевцова вызывает сочувствие. «Я с Полиной занимаюсь в студенческом театре, и у меня было много ролей таких, чувствительных, где меня всегда жалко — говорят, фактура подходит». И опять все смеются. Ирина Новикова в роли Марии заставляла себя быть грубой: «На репетициях было жалко Андрея, через силу я отталкивала его руку – в жизни не могу жестко относиться к людям». Ирина занималась в детском музыкальном театре, и теперь ей безумно понравилось вживаться в такую глубокую роль, насыщаться атмосферой былых времен. «Было очень интересно посещать репетиции: до ночи, или в субботу с 6 утра», — говорит восторженно. Больше всех углубился в свою роль и эпоху Никита Селезнёв. Говорит, что не похож на своего истеричного героя Константина Треплева, разве что тоже немного сочиняет, но пока в стол. Как знать, может, когда-нибудь поставят спектакль и по его пьесе.
У Марины Важениной премьера совпала с днем рождения, Полина Андреевна — ее первая большая роль. «Раньше все время была рыбьей головой, оставаясь за сценой», — говорит под общий смех. Она участвовала в массовках фильмов, которые снимали в Выборге. Пригласила знакомого по съемкам Александра Гребнёва, и он дебютировал в роли Якова – колоритная фигура получилась. Также из кино пришел Михаил Соколов: «Моя первая роль — Фонарщик, от такого предложения трудно было отказаться. Зажигал фонарь, говорил: «Доброе утро, фонарь». Думал: прекрасно, я делаю свое дело, близок к искусству, я нашел себя». И вдруг крутой поворот в актерской судьбе – роль писателя Тригорина.
О Романе Клюжеве (управляющий Шамраев) Вера Юрьевна рассказала трогательную историю. «Он играл Аладдина. Выходим на поклон, я говорю: «Ребята, сегодня Рома уходит в армию, давайте проводим его» — зал долго аплодировал. Прошло время, у меня идет репетиция, вдруг заходит молодой человек с вещмешком и говорит: «Вера Юрьевна, я из армии пришел!» — и сразу к нам».
За пультом звукооператора Сергей Меньшинин, диджей, в театре работает первый раз – ощущения нового формата понравились: «Григорий подбирал музыкальное сопровождение, а я, как смог, реализовал его замысел». Народные песни, шумовые эффекты, Шопен и Чайковский, саунд-треки из кинофильмов, но не те, что постоянно на слуху – музыкальное сопровождение: присутствует то фоном, то доминантой, всегда к месту и вовремя. Режиссер консультировался у педагога Людмилы Леонидовны Кузиной. Хотя сам любит и знает музыку, и, как он говорит, сначала все воспринимает на слух, а потом рождаются зрительные образы. Сценография – тоже его, Логвинюка. К тому же, Григорий все-таки сыграл свою несыгранную в Москве роль, и его Сорин просто великолепен.
…У меня было ощущение, что все показанное на сцене, могло происходить и в наше время, настолько психологически точно Чехов выписал образы. «Чайка» будет жить», — уверен Григорий Логвинюк. И я думаю, что эта постановка достойна того, чтобы ее увидело как можно больше зрителей. Наверняка многим поднадоели развлечения и хочется подумать о чем-то серьезном, глубоком, а потому актуальном.