Художественная выставка выборжанина Михаила Федорова открыта в Приморском краеведческом музее. Масло и графика, пастель и акварель – всего лишь средства для выражения темы, которая красной нитью проходит через все его творчество. Карело-финский эпос «Калевала» дает богатую пищу фантазии художника, а природа является естественной декорацией для ее воплощения.
Будучи школьником, Михаил занимался в знаменитой выборгской изостудии Николая Соколова, который увлекался калевальской темой и заразил ею своих учеников. «Помню, у него был большой холст по мотивам «Калевалы». Николай Семенович любил кататься на лодке вблизи Высоцка – там писал пейзажи. Подозреваю, что натурой для того холста ему послужил скалистый Вихревой остров, который он, конечно, дополнил своей фантазией». В отличии от учителя, Михаил населил картины природы образами эпических героев, самый выразительный среди которых — седовласый рунопевец Вяйнемяйнен. Пейзажи зачаровывают: сосна нависла над подернутой голубым туманом Саймой (акварель), грот и камни в Монрепо (масло), пропитанный влагой воздух над Выборгским заливом (смешанная техника — пастель и акварель). Первыми книгами по искусству, увиденными Михаилом в детстве, были альбомы с рисунками Репина и гравюрами Дюрера. Его поразила тогда техника мелкой штриховки. А впоследствии он создал свою — штриховая пастель.
Родители Михаила приехали в Выборг сразу после войны, и, хотя сын появился на свет в 1949 году в Ленинграде, записали его выборжанином. Как рождаются художники, остается загадкой. «Когда мама в детстве нарисовала корову, брат ей сказал: «Ты подпиши, что это корова». По линии отца был дед Кузьменкин. Откуда взялась фамилия Федоров? «Отец в детстве был стеснительным, пришел в школу, в деревне под Порховом, его спрашивают: «Ты чей?» — Молчит, а кто-то посмелей говорит: «А он Федихи сын» — его и записали Федоровым», — смеется Михаил. Вот у прадеда были способности к рисованию, он работал в артели.
После школы Михаил попытался поступить, но не прошел в Серовское училище. Рисунки школьника увидел питерский художник и посоветовал пойти на подготовительные курсы в Мухинку. После курсов, при конкурсе 7 человек на место, Михаил сходу поступил на факультет промышленного дизайна. Потом год армии, сопровождение воинских грузов. «Всю страну откатал: от Мукачева до Владивостока, — говорит рядовой Федоров. – Когда поезд останавливался, я выходил из вагона и любовался пейзажами».
Работал на выборгском заводе «Пирс», но удовлетворения не было: он же проектировщик, а там все делали по готовым чертежам. Каждый понедельник ездил в Эрмитаж, копировал Рубенса и Ван Дейка, пока старший товарищ не сказал: «Если не бросишь копирование, сам ничего не создашь».
Пошел работать оформителем в Интерклуб. Поездки на Сайменский канал, встречи с моряками вдохновили на серию портретов капитанов. Была индийская серия, которая началась с портрета к столетию Субраманьи Баради, тамильского поэта, борца за независимость Индии. Эта работа победила в конкурсе, и Федоров получил приглашение от Индиры Ганди посетить страну, но не смог им воспользоваться. Стали приглашать в Финляндию, писал там, делал выставки. Два холста на калевальскую тему приобретены Выборгским краеведческим музеем. Продолжает писать «Калевалу», дополняя, переделывая, говорит, что это необратимый процесс.
Как возникла идея этой выставки? «Почти во всех городах Ленинградской области выставлялись мои работы, а в Приморске нет. Позвонил Ирине Колотовой, с которой давно знакомы, и она пригласила». И хотя ограниченное пространство музейного зала оставляет желать лучшего для экспозиции, местные любители искусства сразу оценили ее по достоинству, а у туристов возникает желание увезти на память частичку экзотического карельского колорита.