В библиотеке Аалто в минувшую субботу выступила петербурженка Ирина Штрейс. Ее программа называлась на английском «Miss Naivety. World Ocean», и все композиции исполнительница пела на английском языке.
Любопытно, что в афише она была заявлена как автор-исполнитель, хотя для выборгского слушателя, вероятно, такая музыкальная полифония, на которую накладывался прекрасный голос Ирины, не укладывается в рамки привычной авторской песни. Мало того, что Штрейс сочиняет музыку, скорее, классического образца, поскольку звучат и клавишные, и гитара, и другие инструменты, но еще она использует звуки природы в своих симфониях (по-другому не скажешь). Во время исполнения на экране показывают слайды – безбрежное море, города, степи и леса. Одним словом, создается цельный образ мира. Не случайно программа называется «Мировой океан». И над этим безбрежным океаном царствует прекрасный мелодичный голос.
Ирина сказала, что, в самом деле, ей близка манера западных исполнителей 60-х годов: фолк, кантри. Она открыла для себя недавно, например, Сибиллу Байер, известную исполнительницу 70-х годов. С точки зрения западной традиции, Ирина вполне автор-исполнитель. Она считает, что исполняет ambient-folk, поскольку пытается расширить границы фолка за счет звуков природы, своих диктофонных записей. Почему – на английском? Потому, что ей интересна англоязычная музыкальная культура. К тому же, Ирина год училась в Исландии на лингвиста, так что уже привычно сплавляет в своем творчестве исландские и скандинавские мотивы. Однако в ее мелодиях звучит и русская тайга.
Ирина работала раньше журналистом в интернет-изданиях, закончила журфак. Поэтому иногда использует свои диктофонные записи в музыке. Выступать она предпочитает в библиотеках, ей нравится сама атмосфера библиотек, где собирается мыслящая аудитория. Были концерты у нее и в Исландии. Ее музыка – это, можно сказать, медитация, размышления о природе и судьбе Земли.
В завершение концерта прозвучала и песня о Выборге, в котором она неоднократно бывала. Почему Выборг так важен для нее? Потому, что жить на границе — все равно, что жить вне пространства, времени, быть свободным от всех границ — так ей хочется думать. Во время песни о Выборге появился на экране дом Говинга, по-прежнему укутанный защитной сеткой. И без слов понятно – речь идет о сложной, неоднозначной истории города, звучит печальный мотив — разрушающиеся памятники старины…