О том, что 9 августа на программу анимации не приглашают детей, а только людей, достигших 18-летнего возраста, организаторы фестиваля предупредили заранее, ещё на пресс-конференции. Именно поэтому в 11 утра в зале не было мальчишек и девчонок – собралась преимущественно молодёжь и люди зрелые.
Зрители увидели 14-минутную работу «Питон и сторож» Антона Дьякова (18+), сделанную на киностудии «Союзмультфильм». История о том, как сторож зоопарка подружился с питоном, которого освободил и из-за этого потерял работу, забавная и трогательная. Странная парочка попадает в непростые ситуации, преодолевают трудности и, в итоге, становятся самыми близкими друзьями. Пикантные ситуации чуть смешат, стилистика работы наводит на размышления.
Рисованное кино на экране сменил 8-минутный ролик «Окна» (12+), сделанный в стиле арт-хаус. Автор Анжела Липская поработала с компьютерной перекладкой в технике stop-motion. Картинки, казалось бы не имеющие смысла, сменяли друг друга, рассказывая понятные истории. В итоге получилось где-то красиво, а где-то — занятно. Одним словом, арт-хаус!
19-минутная драматическая новелла Игоря Ковалёва «До любви» (18+) произвела на меня самое большое впечатление. Автор – опытный аниматор, делавший «Приключения капитана Врунгеля», «Пластилиновую ворону», «Следствие ведут Колобки», «Крылья, ноги и хвосты», «Его жена курица» и ещё примерно столько же менее известных работ. Его новый фильм – этакое размышление об одиночестве, основанном на человеческих недостатках, разобщённости и непонимании. Все его герои по-своему несчастливы, стремясь обрести любовь, они не умеют любить. Игорь Ковалёв в фильме выступает в качестве режиссёра и автора сценария. Художник «Before love» – Дмитрий Меланичев, оператор — Иван Вербитский. Стиль работы своеобразный, но всё, о чём говорят герои — кстати, на непонятном языке – чрезвычайно близко и понятно любому человеку, живущему в современном мире.
Завершала показ 7-минутная работа Сергея Кузнецова «Home», (18+). Автор показал дом, в котором живёт несколько семей, в разрезе. Крупных планов не было, но все поняли, что в каждой семье свои игры и правила.
— Это авторское кино, проблемное, эстетское. Корни двух работ, снятых молодыми кинематографистами, уходят в европейскую анимацию 60-80-х годов. Например, «Дом» абсолютно напоминает чудесную работу польского режиссёра Рыбчинского «Танго», получившего за свой фильм «Оскар». И с одной стороны — это в какой-то степени пересказ того шедевра, с другой – автор молодой и приятно, что он обращается к лучшим образцам анимационного искусства, — комментирует председатель жюри анимационного кино Алексей Дёмин. – «Окна» меня отправляют меня к польским режиссёрам Наборовчику и Леницкому, которых я тоже очень люблю и мне приятно, что эти традиции прорастают и у нас. Игорь Ковалёв — это уникальный мастер. На этот раз он со своей командой сделал современный фильм, который, думаю, интересен зрителю. Антон Дьяков также представил оригинальное авторское кино. Во всём мире проходят фестивали, которые собирают тысячи зрителей, где для взрослых показывают именно такое кино. На любом анимационном фестивале порядка 80-90% составляют фильмы именно такого порядка, я имею ввиду, недетской и не развлекательной направленности. У нас в Москве библиотеки собирают немалую аудиторию на показы авторской анимации. Надеюсь, это движение будет развиваться.