Историко-сценическое фехтование – очень интересное и яркое зрелище. Увы, в Выборг представители этого направления приезжают крайне редко, в основном, горожан тешат реконструкторы в образе рыцарей. Жаль, что настоящие профессионалы в наш город пока обходят стороной. Потому что историко-сценическое фехтование – это действительно красиво, ярко, динамично, нестандартно и, главное, правдиво.
Но лучше пусть об этом расскажет профессионал. «ВВ» пообщались с руководителем санкт-петербургской студии историко-сценического фехтования «Силуэт» Артёмом Шабановым.
— Насколько популярно это направление в России и Европе? Вы общаетесь с коллегами по увлечению?
— Не сказал бы, что оно популярное, но это, скорее, недостаток продвижения и методики обучения. По сути, историческое фехтование — импровизация, в поединке присутствуют дополнительные задачи — продемонстрировать бой без защиты в течение определённого времени, безопасный и зрелищный, а потом логично его завершить. У нас популярнее то, что проще — сложил ответственность на защиту (экипировку), и коли/руби посильнее. А вот без защиты подобное сделать почти никакой спортсмен, к тому же без дополнительных навыков, да с полновесным оружием, не сможет.
Конечно, общаемся с коллегами. Фехтование — как музыка, всего семь нот, а жанров и групп — десятки тысяч, но всегда найдутся схожие идеи и направления. Мы постоянно расширяем свой кругозор и знакомимся с другими коллективами. Вот недавно ездили в Минск на маневры, там фехтовали без защиты на саблях и в защите на испанских рапирах. Очень интересно и местами поучительно! Получили много впечатлений.
В Европе есть много интересных коллективов, которые занимаются «историческим спортом» — HEMA (Historical European Martial Arts исторические европейские боевые искусства – «ВВ»), а также создают интересные показательные кинематографичные видеоролики и пособия по обучению. Мы ими тоже пользуемся.
— Чего больше в историко-сценическом фехтовании: спорта или искусства?
— Уфф.. У нас ученики неоднократно говорили, что после обучения у нас невозможно смотреть большинство фильмов с фехтованием.
Если мы рассуждаем о спорте, как о способе достижения результата, то я думаю, что в фильмах спорта — ноль. Это театральное, сценическое фехтование, отрепетированное практически всегда. Там нельзя отходить от правил и отрепетированных действий, иначе травма.
А если говорим о стиле, то да, видно, что в некоторых фильмах фехтовальные сцены ставил хороший спортсмен, а в некоторых — человек, который еще понимает и в историческом (соответствующем выбранному оружию, эпохе, описанным трактатам) фехтовании.
— Есть ли в Вашей студии бывшие фехтовальщики-спортсмены и проще ли им освоить историческое фехтование, чем человеку с улицы, не имеющему спортивной подготовки?
— Конечно, человеку, имеющему любую спортивную подготовку, будет проще осваивать техники фехтования, но если говорить о спортсменах, то всё-таки наши цели сильно разнятся — в олимпийском фехтовании свои правила и электрофиксатор, у нас — правила эстетики и зрительной оценки качества укола, что вынуждает работать с оружием (если мы говорим о сугубо колющем оружии) чётко, в завязке с оружием противника, избегая обоюдных уколов.
Как рссказывала мой фехтмейстер Ванда Владимировна Мацеевская, если с любого человека снять фехтовальную защиту и дать в руки острое оружие, то любые прыжки, тычки навстречу, как-то сами уходят, и основной задачей становится «завязать» клинок противника, парировать его атаку, увести смертоносное острие подальше от себя, а потом уже атаковать.
— Ваши воспитанники участвуют в киносъёмках?
— Да, участвуем. Мы не сильно себя рекламируем, так как это больше клуб по интересам, но снимаемся иногда.
— Где можно увидеть ваши выступления? Бываете ли в Выборге? Учитывая, что участники студии иногда выступают в форме Выборгского пехотного полка, у Вас к нашему городу особое отношение?
— Выборгский пехотный полк 1627 года был выбран из-за того, что это близкий по желаемой форме, по эпохе, по доступности информации и региону воинское формирование. С него мы начали пошив новых костюмов. Потом уже углубились в историю, начали изучать то, что шьём вообще и текущая инкарнация наших костюмов – уже эпоха Смутного времени.
Выступления можно увидеть там, где мы… выступаем. У нас нет стационарных площадок для выступлений. Часто они носят характер выездных занятий на пленэре, где мы заодно снимаем рабочий видеоматериал, затем его обрабатываем в видеоклип. В Выборге были с выступлением последний раз несколько лет назад, на свадьбе друга.
— Как Вы пришли в историко-сценическое фехтование?
— Не я пришёл, меня «пришли». С 1998 года увлёкся ролевым движением, фехтовкой, изготовлением костюмов и доспехов (кольчуг), оружия из лыж и тестолита. А парой лет позже на одной игре познакомился с будущей супругой, а тренировавший нас человек привел меня к моему будущему фехтмейстеру — Ванде Владимировне Мацеевской.
И как я пару лет назад понял, что ролевое движение — это то, что я искал, то и тогда осознал, что это истинное фехтование, которое мне нужно. Практически сразу ушёл в него. Параллельно стал ездить на фестивали по эпохе Наполеоновских войн в составе 46-го линейного полка Великой армии в качестве барабанщика, а затем и волынщика. В 2004-м году состоялась моя первая дуэль, во Франции, в Булони. Я выиграл, хоть и на незаточенном оружии.
— Оружие и костюмы — дорогое удовольствие? Можно ли говорить о рентабельности Вашей студии или это абсолютно некоммерческий проект?
— Всё относительно. Да, оружие и костюмы требуют денег для их приобретения, но дороже всего время, которые вы вкладываете, ибо вкладываете его не в другого человека, а в себя, когда учитесь и получаете опыт.
Насчёт рентабельности — на зал и покупку инвентаря для занимающихся хватает, а заработок у меня иной, например, те же выступления или исторические экскурсии (я недавно зарегистрировался как самозанятый).
— В чём отличие реконструкции от историко-сценического фехтования? Верно, что Вы себя не относите к реконструкторам?
— Вообще пока не понимаю, чем отличается, может, дело кроется в деталях… Нам не требуется дотошная, до «миллиметров», техника, наша цель — продемонстрировать красивое, яростное (но между партнёрами безопасное) фехтование обычному зрителю, чтобы он понял, почему один противник выиграл, а другой проиграл, причём и выиграл, и проиграл красиво.
К костюмам такое же отношение — раньше были практически не привязанные к эпохе околоролевые костюмы, потом мы решили привязаться к материальным источникам, чётким датам, найденным артефактам и выкройкам. Это позволило нам машинным способом из мануфактурного полотна сделать себе костюмы. Каждый, замечу, делает костюм сам или заказывает у мастера.
Может, реконструкцией можно было бы назвать, если бы мы вырастили овцу, подстригли её, сделали руно, скрутили нить, выковали иглу и вручную сшили костюмы, так как в 17-м веке ещё не было швейных машин. Тогда это было бы реконструкцией материального артефакта. Но нет. Это, конечно, интересно, и я лично с удовольствием смотрю видео об этих процессах исследования, но мы предпочли тратить больше времени на фехтовальную подготовку.
Поэтому костюмы получаются (из-за шитья на машинке) по большей части стилизованными, хотя те, кто заказывает, отделку и внешние швы просит делать вручную, поэтому при рассмотрении вблизи не всякий специалист разберётся.
Для руководителя Санкт-Петербургской студии историко-сценического фехтования «Силуэт» Артёма Шабанова увлечение давно переросло отчасти в профессиональный подход. Тем не менее, для многих молодых людей увлечение остаётся увлечением. Опрос жителей города на Неве, которые не так давно провели «Росгосстрах Жизнь» и «Росгосстрах», свидетельствует, что Санкт-Петербург вошел в число регионов с наибольшей долей жителей с дорогостоящими увлечениями.
Так, почти все петербуржцы чем-то увлекаются: более чем у половины (54%) есть несколько хобби, у каждого четвёртого (25%) — одно. Каждый десятый (10%) назвал самым любимым увлечением спорт, 9% — фотографию, по 8% — рисование и туризм, 6% — кулинария, 5% — кино, 4,5% — рыбалку. 8% указали в качестве хобби работу. На любимое занятие большинство жителей Санкт-Петербурга тратят до 10 тысяч рублей в месяц. В частности, каждому четвёртому (25,4%) оно обходится бесплатно, у 24% жителей хобби тратится в 1-5 тысяч рублей ежемесячно, каждому пятому (20%) — в 5-10 тысяч рублей в месяц, а 8,5% — в сумму до 1 тысячи рублей.
В то же время 17%, или каждый шестой респондент, тратит на свое хобби более 10 тыс. руб. ежемесячно. Санкт-Петербург вошел в число регионов, жители которых чаще других говорили о наличии дорогостоящих хобби. В числе таких регионов также Москва (34%), Татарстан (25%), Новосибирская область (24,5%) и Башкортостан (22%).
Свыше трети петербуржцев (39%) отметили, что за время пандемии их хобби «подорожало». В частности, 24% от общего числа участников опроса указали на «незначительный» рост трат, а 15% — на «значительный». 59% опрошенных не почувствовали влияния пандемии на стоимость своих увлечений. У 2% любимое занятие подешевело.
Также выяснилось, что лишь у 5% петербуржцев нет хобби. Для сравнения, чаще других об отсутствии увлечений говорили жители Омской (16,5%) области, Челябинской области (15,5%), Татарстана (13%), Свердловской (12%) и Новосибирской (11,5%) областей. В целом по стране доля граждан без хобби составила 10%.
Фото: «В поисках Мастера: Артём «Дрейк» Шабанов | Мастер фехтования» д/ф (скриншот); Vk.com/siluett; из открытых источников
dmsznq