О героях и негодяях – лицом к зрителю

Жюри главного игрового конкурса подвело итоги кинофестиваля.

Обсуждая тенденции в российском игровом кинематографе на итоговой пресс-конференции, члены жюри говорили о том, что фильмы становятся более простыми и зрительскими. Ну, а если взять в расчёт цифры, то конкурс игрового кино на выборгском фестивале можно с уверенностью назвать конкурсом дебютов, поскольку девять из одиннадцати работ программы «Игровое кино. Осенние премьеры» сняты дебютантами. В этом смысле «Окно в Европу» вполне оправдывает свой девиз – «прогноз на завтра».

Председатель жюри главного игрового конкурса Рустам Ибрагимбеков – кино- и театральный драматург, режиссёр и писатель, он также вхож в Российскую, Европейскую и Американскую академии кинематографических искусств и наук, председатель Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии и Союза кинематографистов Азербайджана. Именно он писал сценарии к фильмам «В этом южном городе», «Белое солнце пустыни», «Храни меня, мой талисман», «Утомлённые солнцем”, «Сибирский цирюльник», «Восток-Запад», «Ночь светла», «Урга: территория любви», «Кочевник», «Райские птицы», «Глазами призрака» и др. И именно он на последней пресс-конференции высказался первым из своих коллег в жюри:

— Программа мне показалась интересной. И я благодарю организаторов за состав жюри: со многими мы только познакомились, но во многом сошлись во мнениях. Думаю, художественное кино должно отражать состояние общества… Если анализировать, то в наших дебютах, которых было больше половины, хамства и дерзости по отношению к зрителю было достаточно, в некоторых – с перебором. И всё же главная тенденция, которая прослеживается почти у всех режиссёров — вернуть зрителя. В некоторых фильмах — наши старые советские сюжеты помещены в жёсткую реалистичную современную среду, что придаёт им новую энергию. Мне кажется, это правильное направление. Нужен герой, обстоятельства, которые необходимо преодолевать. Собственно, на этом построен весь американский кинематограф. Вторая тенденция, которую я бы отметил – конфликт отцов и детей. Таких фильмов было несколько. В одном из них отпетый хулиган и почти преступник в конце концов спас отца — преступника. И мы даже ему поверили…

Следом слово взял молодой режиссёр Роман Каримов, выигравший в 2010 году в Выборге главный конкурс со своим фильмом «Неадекватные люди».

— У меня создалось впечатление, что у нас не хватает продюсеров, которые могут оттачивать кино, выступать редакторами, если фильм не складывается, доводить его до хорошего результата. У меня такое пожелание, чтобы появлялись объединения людей, которые помогали бы делать кино, создавали фокус-группы и работали с молодыми режиссёрами… Участникам же пожелаю испытать свою порцию стыда на кинофестивале до того, как их работы увидят широкие массы зрителей.

Режиссёр и кинодраматург Юсуп Разыков, оценивая отсмотренные картины, согласился с отдельными высказываниями своих коллег, но при этом вспомнил о первых работах Лебединского, Хлебникова и других режиссёров, которые рассказывали своему зрителю о том, что им близко.

— Многие дебютанты делают ссылки на Тарантино и других, в лучшем случае, на братьев Коэнов. Но это совершенно не означает, что они приблизились к ним. Мне совершенно непонятно, почему молодые люди стесняются быть собой. Далеко остались такие фигуры, как Шукшин и Абдрашитов, которые рассказывали о том, что хорошо знали и чему сопереживали. С другой стороны, проблема, возможно, в продюсерском гнёте, поскольку в одном фильме я прямо-таки увидел присутствие жёсткой редактуры…

В конце встречи слово попросил киновед Александр Шпагин, который много лет работает на российских кинофестивалях и из 25 пропустил лишь два-три «Окна в Европу». Критик отметил, что времена были разные: от расцвета кино до моментов, когда в Выборг стали попадать фильмы, которые не проходили отбор на других кинофестивалях: это был такой «слив». Но, наконец, организаторы стали серьёзнее подходить к отбору фильмов, что просматривалось уже на прошлом кинофестивале.

— В прошлом году в Выборге были такие яркие дебюты как «Дизлайк», «Дачники», «Вся наша надежда», тогда как «Кинотавр» был ужасающим… У меня ощущение, что в прошлом году все набрали воздуха, а в этом году выдохнули. И для меня этот фестиваль хороший, это такая мастерская… Фильмов много, поэтому посмотреть что-то ещё в Доме культуры уже некогда. Что ценно — появилась чёткая тенденция: Выборг выстраивает внутренний пласт, на котором должно держаться хорошее кино. Это такой мейнстрим второго эшелона. Может быть, большинство этих картин не выйдет в прокат, не будет иметь большого успеха, но они должны существовать в кинематографическом поле. Я посоветую отборщикам – хорошие детские фильмы отдавать в главную программу, а гламурные комедии «сливать» в Дом культуры. Ну, не нужны фестивалю эти фильмы в основной программе.

Продолжая сравнение, киновед отметил, что в прошлом году было больше дерзости в работах, а в этом появилось ощущение реальности, что тоже хорошо, так как на реальность художнику нужно смотреть спокойно, иронично и парадоксально.

— Я преподаю с начала 90-х, с тех пор студенты у меня были разные. После 2010-го, к сожалению, студенты поглупели, видимо, это связано с падением уровня образования. Молодые люди довольны собой, при этом у них сильно упал культурный и образовательный уровень, они косят под всех подряд, и я заметил, что если группа выходит на сцену и говорит что-то типа, «мы классные, мы сняли классную картину», я знаю — будет полная дрянь. А если они говорят, к примеру, «у нас просто отличное кино и все будут счастливы!», то, скорее всего, нужно готовиться к побегу из зала.

…Говоря о побегах из зала, в Выборге они в этом году были очень умеренными. Тем не менее, рекорд побили две работы – неоправданно затянутый «Цензор» Константина Шелепова, где демонстрация жестокости на экране зашкаливала, и «Добрый вечер» Фёдора Константиновича – кино про кино, где актёры больше кривляются, чем играют, и смотреть всё скучно до невозможности. С последнего выходили группами участники и гости кинофестиваля, пулей вылетел заседавший в жюри игрового кино актёр Артур Смольянинов, который, видимо, после этого из жюри и вышел, не выдержал Сергей Шолохов и немало обычных зрителей. Одна пара кинематографистов с юмором посоветовала приковать режиссёра на сутки наручниками и заставить смотреть его кино, советовали повзрослеть, наконец. Кто-то высказался, что такую дрянь придумать не смог бы даже за большие деньги.

Поэтому вдвойне приятно, что жюри оценило режиссёров, которые не пошли по этому пути, хотя и не дотянули до победителей — Романа Жигалова с его «Лесом» — за лучший дебют и Ивана Болотникова с работой «Хармс» — за визуальное и музыкальное решение фильма.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий