О личностях, о музыке, о славе…

Не успел отгреметь в Выборге кинофестиваль «Окно в Европу», как на смену ему пришел уже 9-й фестиваль «В сторону Выборга». Однако тема кино возникла и здесь.

Фестиваль «В сторону Выборга» известен своими музыкальными программами. Но в этом году выборгские концерты начались с литературно-музыкальной композиции «Тургенев. Метафизика любви», представленной Сати Спиваковой и Владимиром Кошевым в библиотеке Аалто 24 августа. Что интересно, сценарий спектакля был написан известным режиссером Сергеем Соловьевым. Он биографию Тургенева изучал много лет, периодически возвращаясь к мысли поставить о нем фильм. Задумана была шестисерийная картина с прекрасными актерами: Татьяной Друбич и Олегом Янковским в главных ролях. Работа так и не была завершена.

Перед началом выступления Алексей Гориболь, художественный руководитель фестиваля, представил программу и артистов. «Это, конечно, фантазия», — предупредил он. Имея в виду, видимо, фразу Соловьева, что режиссер в сценарий внес много личного. Доподлинно о взаимоотношениях Полины Виардо и Ивана Тургенева читатель- зритель знать не может. Есть только общеизвестные факты, неподдающиеся стандартному осмыслению.

Перед нами разворачивается история любви, рассказанная двумя артистами. Поразительно, но даже читаемый с листа текст, именно читаемый, а не представляемый в диалогах, как это обычно делают артисты, произвел очень мощное впечатление на публику. Да, конечно, музыка. За роялем сидел сам Гориболь. Но и Владимир Кошевой и Сати Спивакова создали поразительные образы двух великих людей. Притом, что речь совершенно не идет о каком-либо внешнем сходстве. Это магия личности, тех, уже ушедших, и сегодняшних — Владимира Кошевого и Сати Спиваковой. Мне представляется, что дуэт был обречен на успех.

Сати – и властная мать Тургенева, и красивая гениальная певица, но никак не совпадающая с хрестоматийным образом Виардо. Она переносит некую жесткость одного женского персонажа на другой… Да мы, собственно, и не знаем, какая она была, Полина Виардо как личность. Можем только догадываться по скупым деталям, даваемым в повествовании. Виардо, гениальная певица, имела «очень большие странности и далеко не всегда привлекательные черты», по словам Сергея Соловьева. Но все это — не суть. Главное – образ богини любви, какой она была для Тургенева, и получается — для нас. А богинь не судят.

Владимир Кошевой, с его умным интеллигентным лицом, уже сыграл Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании», Николая Гумилева в фильме « Луна в зените». Среди последних театральных работ Владимира Кошевого: Алексей Иванович в спектакле «Игрок» в БДТ им. Товстоногова и драматические роли в балете Кирилла Серебренникова «Нуреев» в Большом театре. Словом, артист «погряз» в литературных персонажах и изображении реальных знаменитостей, исключительно из сферы искусства. У него не удалось взять интервью, Кошевой был одним днем в Выборге. Но ответ на вопрос, «почему литературные роли?» представляется очевидным. Лицо Владимира обладает такой харизмой, что он может трансформироваться в любой духовно — ищущий персонаж. Они совсем разные, его герои. Общее то, что за каждым стоит многовековая русская культура и та самая духовность, о которой, прости господи, и говорить всуе не хочется.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий