Одиннадцать премьер главного конкурса

Какой из фильмов возьмёт первый приз выборгского кинофестиваля?

На 24-м «Окне в Европу» в конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» участвовали 11 картин, как опытных авторов, так и режиссёров-дебютантов. Оценивали работу кинематографистов режиссёр Сергей Урсуляк, в 2016 году ставший обладателем Государственной премии за заслуги в области литературы и искусства, кинорежиссер, оператор, сценарист, заслуженный деятель искусств России, действительный член Российских Академий кинематографических искусств и наук «Золотой орел» и «Ника» Дмитрий Долинин; журналист, кинокритик и фотограф Леонид Павлючик»; обладатель 18-ти наград российских и международных кинофестивалей, среди которых гран-при XXII фестиваля «Окно в Европу» Арсений Гончуков, актриса Агния Кузнецова и актёр Евгений Ткачук, знакомый выборжанам по фильмам «Зимний путь», «Бесы» и «Тихий Дон».

«Жили-были мы» или путешествие через прошлое в будущее

Первой работой, которую увидели зрители, была семейная картина Анны Чернаковой под названием «Жили-были мы» (6+). Фильм открывал не только конкурс, но и кинофестиваль. Режиссёр, представляя фильм вместе с Дмитрием Певцовым, Александром Адабашьяном и ещё несколькими актёрами и продюсером, отметила, что фильм рассчитан больше на детскую аудиторию и попросила сидящих в зале смотреть его глазами ребёнка.

В основе сюжета — повесть «Хрустальный ключ, или Скарафаджо», написанная сценаристом Александром Адабашьяном и режиссером Анной Чернаковой. Довольно простая история — родители шестилетней Маруси ссорятся, и мама уезжает, папа тоже решает уехать и зовет Маруську с собой, но девочка верит, что мама их любит и обязательно вернется и, чтобы оттянуть отъезд, придумывает сказку, которая становится бесконечным путешествием в прошлое – пропитана драматическими чувствами девочки и основательно «приправлена» кармическими связями рода, то и дело отправляющими маму главной героини в прошлое — просить прощение у предков. И всё бы ничего, поскольку местами получилось даже очень трогательно, но слишком уж авторы накрутили в прошлом, что порой очевидными становятся недочёты в настоящем. И кому действительно я бы апплодировала в этой работе, так это главной героине этого фантазийного и при этом тесно связанного с реальностью сюжета, которую блистательно сыграла Софья Галишникова. Вместе с дебютанткой в сказочной истории снялись Леонид Бичевин, Дмитрий Певцов, Аня Корнева, Елена Сафонова, Михаил Жигалов, Алена Бабенко, Александр Адабашьян, Владимир Ильин, Светлана Иванова и другие.

Фильм оставляет светлое впечатление, волшебство в нём оживает, в том числе, с помощью рисованной анимации, внедрённой в картину с помощью компьютерной графики. Практически все спецэффекты оператор Владимир Климов снимал, используя классические приемы комбинированных съемок.

— В нашем циничном мире очень сложно сделать реальность сказочной, — высказался оператор на пресс-конференции.

— У нас было два предварительных показа для разных по возрасту детей, в том числе, его смотрели школьники-победители конкурса сочинений, приехавшие в Петербург на Всероссийский читательский форум. Они смотрели не законченную версию картины высказывали своё мнение в анкетах. Меня очень тронул один мальчик, который написал, что хотел бы сводить на этот фильм родителей, находящихся на грани развода. Он предположил, что наше кино даст им шанс остаться вместе, — поделилась режиссёр.

«Прикосновение ветра»: фантазия, завуалированная под реальность?

Фильм «Прикосновение ветра» (18+) представляли два режиссёра — Ольга Веремеева и Елена Демидова. Картина подавалась, как экспериментальное кино, совмещающее в себе игровую и документальную составляющие. В игровой истории московская актриса Юля отправляется на съемки фильма в далекую Бурятию, чтобы найти мужчину, которого когда-то любила. Женщина смертельно больна и не верит в чудеса, но в новом месте получает второй шанс. Одновременно с игровым сюжетом в фильме рассказывается реальная история актрисы Юлии Ауг, впервые приехавшей в Бурятию и встретившей там своего партнера по фильму Эдуарда Жагбаева. Во время путешествия актриса попадает в Иволгинский дацан, в котором получает возможность встретиться с Хамбо ламой Этигэловым, который перевернул и опроверг все научные представления о жизни и смерти, а также идёт к реальному ламе-астрологу, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу… Лично у меня после просмотра этой работы осталось полное ощущение того, что фильм попал не в тот конкурс: должен был быть в неигровом. Безусловно, один из двух сюжетов – вымышленный, но микс с документальной составляющей непонятен: хочется спросить авторов: в чём же тогда смысл их эксперимента?

На пресс-конференции исполнительница главной роли Юлия Ауг посетовала, что увидела не тот фильм, который ожидала: «Мы проехали от Москвы до Улан-Удэ и мне жаль, что в фильме это не отразилось. Документальный путь целой группы и некое столкновение культур остались за пределами фильма. Там есть живая и нерушимая традиция. И это не имеет никакого отношения к нашей карнавально-православной эйфории, которая возникла в последние годы. Там не важно, во что верят люди, язычники они или буддисты, главное, что они верят».

В ответ на слова актрисы продюсер Анастасия Разлогова заметила, что в Выборге была показана прокатная версия фильма фильма, но существует ещё и «авторская, расширенная, с другой музыкой и другим монтажом».

Член жюри, режиссёр Арсений Гончуков с одной стороны похвалил кино, с другой – отметил, что перемонтировал бы всё по-другому. Возможно, авторам следовало снимать два фильма и подавать их в два конкурса: игровой и документальный?

«Хит»: финалистка «Голоса» спела в кино

Дебютный фильм Маргариты Михайловой вовлёк зрителя в непривычную атмосферу: суматошная Москва, непонятно чем связанные героини, приехавшие в Москву из провинции, необъяснённые автором поступки девушек и взрослой женщины, невнятные отношения…

В трио с молодыми актрисами Соней Озеровой и Аленой Тойминцевой (финалистка «Голоса-3») снялась Юлия Ауг. Картина – три дня из жизни этих разных женщин, одна из которых, самая опытная – переводчица (Ауг), вторая – студентка архитектурного вуза с модельной внешностью (Озерова), третья – молодая талантливая певица (Тойминцева), выступление которой, собственно – украшение картины.

На пресс-конференции режиссёр рассказала, что идея картины появилась из личной истории. Когда же начались рассуждения о смысле фильма, мнения публики и авторов полностью разошлись. Алёна Тойминцева высказалась, что для неё это «история про пустое поколение, которое не знает, зачем живёт и ставит перед собой какие-то непонятные цели». София Озёрова отметила, что фильм «о потоке энергии, которая преобразуется в разные формы: девочки, архитектуры, города, конфликта, при этом всё это одна волна, одно движение, которое имеет разные стороны и оттенки».

Режиссёр сказала, что снимала кино об иллюзии, представлении о жизни, которое имеется у каждого, о свободе творчества: ведь каждый из нас — автор своей судьбы.

Продюсер Елена Яцура назвала кино способом диалога между разными людьми, культурами, поколениями.

— Я называю это «синхронизироваться по ссылкам», когда ты сверяешь пароли между совершенно разными людьми и находишь точки соприкосновения.

«Суперплохие»: «Лимонадный Джо» на новый лад

Фильм «Суперплохие» (16+) режиссёра Дмитрия Суворова начинается со снятого крупным планом полового акта и то и дело к нему возвращался. При этом, речи о любви не идёт: в этом фильме страсти правят бал. Молодой игроман Дима проигрывает в подпольном казино одолженные деньги и, чтобы вернуть долг, соглашается перевезти пакет с кокаином. В это время старший брат Димы — не самый удачливый актер Даня, снимающийся в рекламе средства от геморроя, ссорится со своей девушкой Машей, и та уходит. Переживания Дани прерывает ввалившийся в квартиру с другом главный герой, у которого в животе — пуля. До конца фильма главный герой мучается, пока не умирает.

Что касается сценария и истории, то разыграна она чётко: как по нотам, однако далеко не каждый станет смотреть такое кино.

В ролях снялись Данила Якушев, Александр Соколовский, Анна Чиповская, Александр Ревва, Валентина Мазунина, Кирилл Каганович, Влад Конопка, Алексей Ляпин, Карина Зверева. Поскольку с экрана буквально брызжет кровью, журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции, поинтересовались, были ли травмы во время съемок, на что актёр Данила Якушев рассказал, как персонаж Кирилла Кагановича, гулявший по шоссе с ножом в животе, привлёк внимание: на место съёмки прибыла скорая помощь со словами: «Где у вас тут мальчик с ножом в животе?».

На вопрос, как удалось заполучить в проект актрису Анну Чиповскую, режиссёр Дмитрий Суворов ответил, что Анна хотела попробовать себя в новом амплуа и согласилась участвовать в фильме сразу же после прочтения сценария.

Продюсер Василий Ровенский отметил, что прокат «Суперплохих» планируется с 13 октября.

«Искушение» — или шанс для художника

Одной из самых сильных работ, представленной в игровой конкурс, стал режиссёрский дебют продюсера кино и телевидения Александра Тютрюмова с фильмом «Искушение».

Сценарий по повести эстонского писателя Яна Тяате «Пересечение с главной дорогой» написал Эрнест Ясан. В ролях — Фёдор Добронравов, Кирилл Жандаров, Равшана Куркова,

Андрей Смоляков.

Отправившись на день рождения, молодая пара, высаженная из попутки, решает свернуть в лес и добираться напрямки. По пути замёрзшие главные герои, привлечённые звуками арии Далилы из оперы Сен-Санса, набредают на избушку, окружённую скульптурами Сфинса и Анубиса. Хозяин-скульптор поначалу крайне не гостеприимен, однако, разглядев в девушке вожделенный женский образ, ранее виденный в журнале, решается идти ва-банк: предлагает жениху чернововлосой красавицы (Равшана Куркова), миллионы долларов отступных. Молодой человек, снедаемый жаждой денег, соглашается… Не стану рассказывать, чем заканчивается история сюжет которой разыгран чётко, без проколов. Скажу лишь, что фильм однозначно стоит смотреть – об этом свидетельствовали не только овации зрителей.

По мнению талантливого журналиста, кандидата искусствоведения, академика киноакадемии «Ника» Сергея Шолохова, работаюшего на выборгском кинофоруме, дебют Тютрюмова лишён проколов.

— Актёрский ансамбль подобран совершенно гармонично, все актёры достаточно психологичны. Оптика актёрской игры хороша, никто не играет на себя: все играют в ансамбле. И хотя сюжет больше развлекательный, чем социальный, он затрагивают тему, близкую каждому. Перерождение героев в течение фильма происходит естественно, профессионально и при этом тепло и весело. Для меня этот фильм пока является фаворитом, — высказал своё мнение сразу же после просмотра талантливый журналист.

— Мы очень тщательно подходили к подбору актёров и даже ждали, пока Равшана освободится от работы в предыдущем проекте, — говорит Александр Тютрюмов сразу же после премьеры. – Я прочёл повесть на одном дыхании и понял, что в ней так много жизненной правды и философии, что сразу же захотел воплотить всё это в кино. Вфильме есть моменты, которые мне хотелось бы немножко поправить на монтаже, но в целом мне самому фильм нравится.

«Подлец» — дебют сына Ольги Остроумовой

Перед показом картины «Подлец» (12+) режиссёра Михаила Левитина-младшего на сцену поднялся семейный квартет состоящий из родственников актрисы Ольги Остроумовой. Сын любимой актрисы дебютировал в качестве режиссёра фильма, в котором он снял свою маму, а также сестру Ольгу Левитину и отчима – народного артиста Валентина Гафта (последняя роль в кино).

Главная героиня фильма Юлия (Ольга Левитина) красива, холодна, девственно дика и безнадёжно одинока. Молодая женщина живёт с мамой (Ольга Остроумова) в квартире, где царит культ покойного отца-военного (Валентин Гафт). При этом пожилая дама спит и видит, как бы выдать свою дочь замуж. Мечта о красавце-военном настолько застит матери глаза, что в один «прекрасный» день она принимает проходимца в военной форме за жениха. Что интересно, Юлия влюбляется в афериста и вскоре кардинально преображается.

Зрителю фильм понравился: режиссёру и актёрам аплодировали, как и дочери с матерью. И, несмотря на то, что нашлись и критиковавшие некоторую наивность сюжета, он всё же сложился, поскольку затрагивает глубинные проблемы человеческой души.

«Птица» или история о том, как два одиночества спасли друг друга

Фильм «Птица» (18+) – ещё один режиссёрский дебют в полном метре игрового кино: актриса и режиссёр Ксения Баскакова сняла в своей картине Евдокию Малевскую, Ивана Охлобыстина, Анастасию Мельникову и Гарика Сукачёва.

Фильм, несмотря на возрастной ценз, хочется рекомендовать для семейного просмотра, поскольку он о дружбе, любви, одиночестве и – музыке! Катя (Евдокия Малевская) – необычный ребёнок: талантливый подросток страдает от развода родителей, кроме того, девочка больна туберкулезом и готовится к самому худшему. Но случайная встреча с лидером рок-группы Олегом (Иван Охолобыстин), переворачивает жизнь обоих.

На самом деле девочка, сумевшая достойно сыграть в дуэте с таким харизматичным актёром, как Иван Охлобыстин, уже заслуживает аплодисментов. Смотреть фильм приятно уже и потому, что в отношения этого взрослого с этим подростком веришь: они и вправду нужны друг другу. Кроме того, энергетика, которой заряжают герои, рвётся с экрана и заряжает верой и позитивной энергией.

«Его дочь»: сделано с любовью

Автобиографичную, созерцательную работу Татьяны Эверстовой «Его дочь» (6+) о моментах детства, проведённых в глухой деревне в Якутии, можно назвать самым красивым и глубоким дебютом кинофестиваля. Фильм снят французской операторской группой во главе с Веслеем Мрозински и буквально погружает в красоту природы: лесов, лугов и озёр Якутии. Шестилетняя Таня живет с дедушкой и бабушкой. Купаясь в колыбели их заботы, она видит прекрасный мир вокруг и думает, что так будет всегда: она не хочет, чтобы мир менялся, но начинают происходить события, которые она пока не готова принять.

— Этот фильм совершенно непривычный для нас сегодня, никакого экшена, но при этом много внутреннего движения, созерцательности. Красиво и полезно было посмотреть! На самом деле, мы уже совсем разучились слушать тишину, многие даже боятся оставаться наедине с собой, — говорит выходящий из зала незнакомец.

— Мне фильм понравился: это фильм-размышление. В нём есть душа, — делится впечатлениями выборжанка Ирина Березовская. – Возможно, это непривычно для широкого зрителя, но так как я родилась, жила и выросла в Казахстане, близко к природе, то всё, что я увидела: и природа, и размышления, и образ жизни и вопросы вкуса — мне близки.

— Осветительная и операторская группа у нас представлены французскими специалистами, с которыми Татьяна познакомилась в Каннах, и они продемонстрировали свой профессионализм. Так как в Якутии лето очень короткое – пара недель, были свои трудности, – рассказывает линейный продюсер Иван Филимонов. – Мы планируем везти кино на фестиваль в Екатеринбург, также хотим попасть на «Берлинале». Планируем прокат в отдельных регионах, но не в Москве: думаю, там мало кто поймёт эту картину.

Единственным недостатком картины, на мой взгляд, является отсутствие звукового дубляжа: 96-минутное кино практически всё на якутском языке с русскими субтитрами, возможно, поэтому несколько человек в самом начале вышли из зала.

«Чёрная вода» Романа Каримова

Молодой режиссёр и сценарист из Уфы, получивший гран-при на «Окне-2010» за свою дебютную работу «Неадекватные люди» Роман Каримов на этот раз привёз в Выборг мистический триллер-драму «Чёрная вода» (16+).

Представляя свою работу, автор сказал, что старался работать в рамках жанра и, при этом развенчать его. История о молодом человеке по имени Максим, мечтающем отремонтировать старый корабль и вместе с братом, проходящим лечение от наркотической зависимости, отправиться в плавание. Он верит, что поможет брату и самонадеянно увозит Петра из клиники, прервав курс лечения. Вместе с ним в плавание отправляется и его девушка Полина в отношении к которой Максим пока не определился: любит – не любит?. Всё начинается с того, что на пути к затону, где стоит корабль, им начинают встречаться странные люди. И хотя главный герой и разбирается с ситуацией, запланированное приключение оборачивается трагедией.

«Дизлайк»: к чему ведёт жажда лайков

Автор порядка десяти художественных фильмов, среди которых «Я буду рядом» и «Статус: свободен» Павел Руминов представил в игровой конкурс 87-минутный триллер «Дизлайк» (16+).

История о том, как топовых российских видеоблогеров собрали в роскошном загородном коттедже, вдали от цивилизации и мобильных сетей на одну ночь, чтобы они продегустировали новый энергетический напиток. Но рекламная дегустация оказалась приманкой, а коттедж – ловушкой, и теперь все они — участники викторины, устроенной неизвестным маньяком, в которой звучит только один вопрос: «Кто заказал ваше убийство?»

Мнение:

«Мне жесточайше понравился этот слэшер Руминова. Кажется, его лучший фильм. Много крови, жести, очень много стеба, редкой у нас самоиронии, все сделано красиво, лихо, абсолютно не так, как обычно это можно увидеть в российском кино, — написал после оглашения результатов на своей странице в FB Арсений Гончуков. — Фильм стремительный, с крутым монтажом, закрученным лихим сюжетом, неожиданной развязкой. И повторюсь, юмор, стеб, ржач, и отличная идея в фундаменте. И свежо. В центре сюжета видеоблогеры и жажда лайков. В общем, даже сходите на кино. Редкий слэшер, и еще реже — русский удачный слэшер».

А вот и результаты.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий