Патриарх и его модели

Персональная выставка старейшего выборгского художника Николая Малыхина открылась в галерее «Арт-холл» центра «Эрмитаж- Выборг».

Далеко не всякая презентация привлекает столько людей, сколько собралось на открытии экспозиции Малыхина в минувшее воскресенье.

Художника знают и любят многие в городе. А еще на выставке было множество моделей Николая Алексеевича, позировавших для портретов — его учениц. Он притягивает к себе молодых и красивых, желающих учиться живописи. В свое время художник занимался в студии для взрослых Николая Соколова, ставшего выборгской легендой. Студия дала Выборгу свою «могучую кучку». А в 2008 году Николай Алексеевич осуществил давнее желание и тоже открыл изостудию для взрослых.

Судя по результатам, у художника — дар учителя. Через полгода выставились его первые ученики вместе с учителем. Это, конечно, не были в полном смысле слова профессиональные работы, но это было творчество. Так и пошло. Его стараниями пополнились ряды художников в Выборге. Однако и потом, даже практикующие живописцы, считая его своим наставником, дополнительно занимались с ним рисунком.

Так что неудивительно, что у Малыхина так много портретов красивых женщин. Портрет — это его любовь по жизни. А ученицы – благодарные модели. Вот красавица Катя, она работала раньше во Дворце молодежи; улыбчивая Соня – искусствовед. И совсем другой портрет, можно сказать, надменный – музыкант и журналист Марина Деревцова. Есть портрет Дианы Дербеденевой. Она в свое время закончила «мухинку», но писать всерьез и выставляться стала благодаря Малыхину. Сейчас работает в Петербурге, однако на открытие приехала. На выставке целая галерея выборгских персонажей: Леонид Фролов, коллега по цеху, музыкант и композитор Василий Кабалин, и опять — начинающий искусствовед Мария Кушнер.

Сергей Прушинский, выступая на открытии, сказал, что Малыхин — патриарх выборгской живописи, и вступает в возраст патриарха очень достойно. Приблизиться к 80-летнему рубежу с персональной выставкой, где 90% работ новые — поразительный результат. При этом художник не только фантастически работоспособен, но и постоянно в поиске.

Работы Малыхина, на первый взгляд, достаточно академичны. По-хорошему традиционные женские портреты вызывают ассоциации с русской классикой, русской портретной живописью. Есть связь времен! Красота — она вне времени. Бросается в глаза пристрастие к красному цвету, художник любит писать «женщин в красном». И в то же время, есть такая неожиданная картина, как «Яблочный спас», где фигура размыта. Чёткие очертания не нужны, всё округло, центр притяжения — яблоки.

Как говорит Николай Алексеевич, он любит портрет, но есть и натюрморты, пейзажи. Одно время он экспериментировал с цветом, стараясь сделать его более ярким в своих работах, пытался уйти от академизма, переосмыслив импрессионистов. Последний год он «подсел» на Заславского, ездил рисовать в его «Квартиру №16». Результаты его поисков также представлены в экспозиции, например, «С зеркальцем». Не портрет конкретной женщины, а психология бальзаковского возраста в легком французском стиле.

На выставке много было сказано хороших слов. И, наверное, не будет преувеличением и фраза Марии Кушнер: «Малыхин один из тех, кто повышает уровень выборгской культуры».

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий