Пианино, скрипка и орган

«Рождественским встречам» исполнилось 20 лет

Традиционный концерт органной и камерной музыки «Рождественские встречи» состоялся 5 января в лютеранском соборе Св. Петра и Павла. Как всегда, в зале был аншлаг, слушатели даже стояли и сидели на приставных стульях. Еще бы, истинные ценители классической музыки знают, что на «Встречах» выступают лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Многих музыкантов выборжане знают не первый год и замечают, как растет их мастерство.

Концерты организует музыкальный руководитель Александр Потапов и на протяжении всех 20 лет составляет программы так, чтобы они не повторялись.

В начале концерта Мария Векилова исполнила Рождественские хоралы из «Органной книжки» Иоганна Себастьяна Баха и сразу наполнила зал настроением праздника, ожиданий и надежд. Прозвучали и любимые многими прелюдии и фуги. Во время исполнения фуги до-мажор произошла техническая неполадка: одну трубу «заело», и она осталась открытой. «Перезагрузка», — не растерявшись, пошутила органистка в духе времени и быстро устранила неисправность.

Мария объяснила, что инструмент нуждается в поддержании стабильного режима, перепады температуры и влажности влияют на состояние труб и деревянных деталей: «Наш орган не совсем рассчитан на высокое эмоциональное исполнение, но такое случается и с большими органами».

Приятно было услышать это «наш» от музыканта европейского класса. Векиловой есть с чем сравнивать. Она учится на 4 курсе в Королевской консерватории Бельгии. А в сентябре прошлого года стала главной органисткой церкви Св.Марии в Брюсселе. «Я являюсь регулярным органистом в церкви Нотр-Дам дю Финистер и даю по три сольных концерта в год. Это огромное удовольствие – играть на одном из красивейших органов Бельгии». Также Мария по приглашению играет мессы в других церквях.

Пианистка Ксения Лубянцева преподает в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова и является солисткой Карельской государственной филармонии, побывала на гастролях во многих странах. Для выборжан она – своя, выросла в Рощино в знаменитой семье Лубянцевых, где четыре дочери и сын продолжают музыкальную династию (папа – хоровой дирижер, мама – пианистка). Ксения говорит, что наиважнейшую роль в выборе профессии сыграл папа, Михаил Лубянцев. Возглавляемый им коллектив Рощинской школы искусств награжден Почетной грамотой областного ЗакСа «за подготовку лауреатов и дипломантов районных, областных, всероссийских и международных конкурсов, поддержку молодых талантов». Ксения с гордостью рассказала, что брат Александр Лубянцев, лауреат III премии XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, накануне дал сольный концерт «Вечер с Шопеном» в Санкт-Петербургской академической филармонии. Ксения исполнила произведения Бетховена «24 Вариации на ариетту «Venni amore» Ригини ре мажор», Рахманинова «Музыкальный момент ми минор» и «Прелюдию ми-бемоль мажор». Возгласы «Браво!» неизменно сопровождали ее игру.

Великолепно прозвучала скрипка Анастасии Аксаментовой. Те, кто несколько лет следил за творческим ростом учащейся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, был поражен возросшим мастерством исполнительницы. Скрипичные сонаты Иоганна Себастьяна Баха – соло. В дуэте с Марией Векиловой – часть «Виваче» из «Трио сонаты» Баха, концерт для скрипки «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. В дуэте с Ксенией Лубянцевой — «Испанский танец» Мануэля де Фальи и «Романс, опус 6» Сергея Рахманинова, ее любимого композитора.

Теперь Анастасия — студентка 1 курсе консерватории. Ее преподаватель — заслуженный деятель искусств России профессор Ара Богданян.

«Рождественские встречи» зародились и проводились в рамках международного фестиваля камерной музыки «Вечера в Монрепо», но в этом году музыканты остались без поддержки как музея-заповедника, так и муниципального отдела культуры. Концерт по-прежнему является благотворительным, то есть бесплатным для слушателей, безвозмездным для исполнителей, которые из Москвы и других городов приезжают за свой счет. Помощь в организации концерта оказали бывшие работники парка Монрепо Нина Шаталкина и Ольга Набатова. Они вручили музыкантам рождественские подарки. Недавно изданную книгу «Свет и тени Выборга» подарил Александру Потапову также бывший работник парка Евгений Филиппов.

После концерта музыкантов традиционно ждали в Финляндии. Стоявшая 25 лет назад у истоков организации фестиваля «Вечера в Монрепо» Марина Лямина и ее супруг Владлен Гаврилюк организуют продолжение «Рождественских встреч» в лютеранской кирхе города Миехиккяля. Там концерт проходит 6 января, в канун православного Рождества и в день лютеранского праздника Богоявления. «Концерт финансируют церковная община и муниципалитет. Проводится он с 2004 года, — рассказала Марина Лямина.

У выборгских поклонников камерной музыки и музыкантов теплится надежда, что удастся сохранить «Вечера в Монрепо» и возродить концерты после реставрации усадебного дома в парке. «Прекрасные условия для выступлений: зал, атмосфера — год за годом мы составляли программы специально для этого места — романтическая музыка в романтическом парке», — говорит Александр Потапов. Не может быть, чтобы город потерял интерес к одному из самых ярких явлений культуры, которое четверть века формировало его привлекательный имидж.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий