Правдивые фантазии Виктора Зубарева

Выставка под названием «Чистая правда» открылась в «Арт-холле».

Петербуржец Виктор Зубарев работает кинооператором, снимает фильмы, а также пишет картины маслом. Он закончил «Военмех» в 1985 году, а позднее –Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, факультет экранных искусств. Как он рассказал на открытии выставки, состоявшемся в минувшую среду, начал писать картины 20 лет назад, затем был долгий перерыв, и вот три года назад стал опять заниматься живописью.

Мир, изображенный на картинах художника, очень причудлив. По нему перемещаются ведомые и неведомые зверушки, о которых только иногда можно сказать – сущности. Часть работ – абстракции, но и предметная живопись сильно отличается от традиционной. Вот, например, вполне себе классический натюрморт – Виктор показывает на картину с цветами. Да, классический, но от реализма весьма далекий. Четко прорисованные стебли на голубом фоне производят на зрителей очень сильное впечатление именно насыщенностью красок, но картина воспроизводит как бы обобщенный образ неких цветов, без детализации.

Что касается работы с цветом, — то это, наверное, главное в картинах художника. На вопрос, расцвечивает ли он окружающую серую действительность или так видит, автор отвечает: «Да нет, мир прекрасен, а мы это не всегда замечаем. Я как раз стремлюсь показать красоту окружающего». Но и в прекрасном мире есть погрешности. За довольно сложным, часто с использованием анимационных образов, изображением стоят иногда достаточно конкретные истории.

Так, например, в работе «Посещение креативного пространства «Факел» Виктор изобразил, помимо каких-то абстрактных, с точки зрения посетителя выставки, предметов, веселого носорога. Кстати, почему-то этих любопытных зверушек, разбросанных в его картинах там и здесь, тянет назвать именно так: носорожек, осьминожек. Может, потому, что у них такой беззаботный, мультяшный вид. Не злые они, в общем. А оказывается, носорожек — это чиновник. За этим стоит конкретная история о том, как каждый «правитель» района Купчино то строил фонтан, то сносил его, а потом из кинотеатра сделали «креативное пространство». Потому носорог такой довольный, улыбается. «Чиновники — они все такие»,- говорит Виктор.

На вопрос о фантастичности его образов, объясняет: «Внешне они (личности) могут выглядеть совсем иначе, но внутри выглядят так». В картинах много купчинских реалий, об этом сказала его жена, Елена. Однако и здесь нет какой-то конкретики, это, скорее, символический образ типичного микрорайона. Как сказал один из присутствовавших здесь питерцев, узнаваема, пожалуй, атмосфера Купчина.

Очень жизнерадостны картины «Палеоконтакт» и «Голубь мира». Именно за счет цвета. Яркая солнечная клякса в «Палеоконтакте» — может быть, солнце, может быть, «инопланетянин», вступающий в контакт с любопытными зверьками времен палеолита, выглядывающими из зарослей. «Голубь мира» не совсем голубь, есть тут и ирония, заложенная во многих работах Виктора, также как и в названии выставки. А вот в картине «Молодой кот утром» все понятно: очевидна жажда жизни, светящаяся в глазах кота.

Живопись не обязательно понимать, ее надо чувствовать. Далеко не всякую мысль художника зритель «схватит на лету», но увидит, почувствует яркую эмоцию, интерпретируя ее по-своему. Как сказала Наталья Юрданова, директор галереи, математики (по первому образованию Виктор – «технарь») и живописцы живут на первом этаже тонкого мира. Потому они видят то, что не видим мы, обычные люди, показывая этот тонкий мир в своих работах. А Сергей Прушинский отметил, что при всем различии восприятия выставки зрителями, равнодушными она никого не оставит.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий