Народный театр закрыл сезон премьерой для детей
Выборгский народный театр представил публике свою новую работу – спектакль «Гусёнок Дорофей». Уже из названия постановки следует, что это – детский спектакль. Талантливый самодеятельный коллектив и прежде не раз работал для юных зрителей, но это, как правило, были новогодние представления, хоть каждое с разным сюжетом, но с неизменной фабулой – Новый год, Дед Мороз, песни-танцы, хорошее праздничное настроение.
Музыкальных номеров в «Гусёнке Дорофее» тоже достаточно. Пусть это и фонограмма, но удивительно точно и со вкусом подобранная режиссёром народного театра – заслуженным артистом России Николаем Устиновым-Лещинским. Ещё одна безусловная удача – исполнитель главной роли, шестиклассник школы №6 Игорь Родионов. Мальчика заметили на традиционном театральном фестивале-конкурсе школьных коллективов «Веснушки», прошедшем весной этого года. Опытный лицедей Устинов-Лещинский сумел за короткое время развить артистический талант школьника, приятно удивившего зал отсутствием какой-либо скованности перед аудиторией и несомненной сценической органикой.
Герой Игоря Родионова – гусёнок Дорофей – хорошо известен многим поколениям зрителей. Пьеса «Гусёнок», написанная ленинградскими драматургами Ниной Гернет и Татьяной Гуревич ещё в 30-х годах, неоднократно ставилась во многих детских театрах СССР, прежде всего, кукольных. Ну, а Николай Устинов-Лещинский предложил свой образ Дорофея и, как уже было сказано, не прогадал. Николаю Николаевичу пришлось несколько трансформировать исходный материал, ведь в оригинале текст пьесы умещается на четырёх небольших страничках, что было бы недостаточно для 45-минутной постановки.
«Гусёнка Дорофея» в варианте любительского коллектива можно назвать интерактивным спектаклем. Дети принимают самое живое участие в действии. На сцену они, правда, не выходят, но с удовольствием помогают девочке Алёнке (первая роль в театре для Марии Степановой, зав.отделом массовых праздников и мероприятий Дворца культуры). У Дорофея непростой характер, так что увещевания его хозяйки и просьбы о помощи дети воспринимают с участием, возможно, видя в герое самих себя.
Приём этот – обращение к публике – известен давно, но в детских представлениях имеет особое значение. Сумеют актёры завладеть вниманием зала – будет успех, если дети реагируют вяло – значит, пиши пропало. Дети – самые честные и искренние зрители, они не станут скрывать восторг или, наоборот, скуку. Скуки в зале точно не было. Более того, реакция выборгских школьников оказалась столь активной, что порой становилось плохо слышно актёров, а Николаю Устинову-Лещинскому даже пришлось пару раз призвать зал к тишине.
То, что спектакль не оставил зрителей равнодушными, в полной мере почувствовал на себе Сергей Дроздов, исполнитель роди коварного Лиса, похитившего гусёнка. Когда Лис пытался догнать Дорофея и мчался через проход, мимо ребят, те всячески старались ему помешать, едва не оторвав роскошный пушистый хвост. Зато исполнитель роли Ежа (актёр театра «Святая крепость» Ярослав Волков), напротив, может лишь поблагодарить «партнёров» за сценическое взаимодействие. Стараясь выманить Лиса из своего же дома, где коварный похититель спрятался с Дорофеем, Ёж попросил детвору потопать ногами и покричать, изображая охотников на лошадях.
Шум поднялся невероятный! Один из зрителей в шутку высказал опасение, что пол провалится, и все окажутся на первом этаже Дворца культуры. Но ничего страшного не случилось, и спектакль, как положено по законам жанра, закончился благополучно. Лис оказался не таким уж кровожадным, Гусёнок вернулся к Алёнке, Ёж вселился в свой дом, куда обманом проник Лис. Дети же, на время забывшие о гаджетах, убедились, что настоящее искусство куда лучше всяких страйков и футбольных симуляторов
Нельзя не отметить неброские, но довольно оригинальные декорации к спектаклю и весьма эффектные костюмы. Также следует поздравить с дебютом в народном театре трёх из четверых артистов, занятых в спектакле – Игоря Родионова, Марию Степанову и Ярослава Волкова. Единственным недочётом можно считать отсутствие радиомикрофонов у исполнителей ролей, из-за чего, как уже говорилось, их не всегда было хорошо слышно. Но в данном случае шум в зале свидетельствовал лишь о том, что спектакль удался.