Народный театр поставил комедию из сельской жизни.
В минувший вторник Выборгский народный театр представил многочисленной публике долгожданную премьеру – спектакль «Семейный портрет с посторонним» по одноимённой пьесе Степана Лобозёрова.
Аншлаг был обусловлен, пожалуй, тремя обстоятельствами. Во-первых, новых работ любительский творческий коллектив не показывал два года. Одноактовку «Несъедобный ужин» по произведению Теннеси Уильямса, в феврале этого года поставленную Александром Костёнковым, год назад возглавившего театр, скорее, можно признать сценической пробой молодого режиссёра.
Логично, что эта работа, хоть и понравившаяся зрителям, не была заявлена как премьера. Однако на форуме «Театральная весна-2017» Александр был отмечен в номинации «Дебютант фестиваля», что свидетельствовало о серьёзном творческим потенциале недавнего выпускника Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Тем не менее, полноценный творческий дебют у Александра Костёнкова состоялся 24 октября. Это второй фактор, обеспечивший интерес зрителей. Наконец, в-третьих, нельзя не отметить грамотный пиар, чего, пожалуй, ранее театру не хватало: и оригинальный проморолик в Сети, и афиши, которые извещали о премьере чуть ли не за месяц, и внимание СМИ.
Пьеса «Семейный портрет с посторонним», написанная Лобозёровым в 1991 году, до сих пор пользуется спросом. Не случайно её поставили многие российские театры, она экранизирована, а выборгские театралы имели возможность оценить антрепризный вариант под названием «Любовь не картошка…», который на сцене Дворца культуры показывали, как минимум, дважды.
Степан Лобозёров создал, на первый взгляд, стандартную комедию ситуаций, хотя и с философским подтекстом. Обычная сельская семья: Тимофей, безобидный выпивоха, по пьянке сломавший ногу, его жена Катерина, замученная работой и домашним хозяйством, мать Тимофея, доживающая свой век рядом с сыном и невесткой. Женатый сын Тимофея и Катерины живёт отдельно, а дочка Таня надеется поступить в институт, подрабатывает в местной школе и числится директором мини-гостиницы, представляющей собой обычную комнату в том же доме. Кладовщик сельского ДК Михаил безответно влюблён в девушку и считается своим человеком в семье.
Рутинное течение семейной жизни прерывается приездом из города художника Виктора, которого Михаил подрядил оборудовать клуб к празднику. И сделал это на свою голову. Ведь, едва увидев живописца, Таня проявляет к нему интерес. Во всяком случае, так полагает её ухажёр, и, чтобы предупредить нежелательный для него ход событий, Михаил сочиняет семье, что приезжий – сумасшедший. Для подстраховки то же самое, но уже в отношении семьи, кладовщик сообщает Виктору. В довершение ко всему, нужно топить котят – кошка только что родила. Никто не хочет лишать жизни кисок, а залежавшийся Тимофей требует организовать его внеплановые именины, раз «всё равно делать нечего».
Такова завязка пьесы, которая обеспечивает дальнейшему сценическому развитию сюжета безусловный комический эффект. Логично, что и Виктор, и семья теперь будут всё воспринимать шиворот-навыворот: слова, поступки… В общем, та ещё катавасия! Удалось ли Александру Костёнкову достоверно отобразить столь лихо закрученный сюжет на сцене народного театра?
Ответ, скорее, будет положительным. Это подтвердят и зрители: на протяжении динамичной и яркой постановки зал неоднократно взрывался хохотом. Зрители по достоинству оценили игру как ветеранов театра (Николай Кузьмин – Тимофей, Тамара Иванова – Катерина, Татьяна Волкова – мать Тимофея), так и представителей среднего возрастного состава любительской труппы (Сергей Дроздов – Виктор, Гамаль Саидназаров – Михаил).
Отдельно стоит отметить сценический дебют Алёны Пономарёвой, сыгравшей Татьяну. Алёна не стушевалась на фоне более опытных коллег по любительской сцене, и это при том, что её роль – ведущая. Хотя, ни про одного из шести персонажей пьесы нельзя сказать, что кто-то из них – второстепенный. Актёрский ансамбль работает в унисон, что можно поставить в заслугу постановщику.
Вместе с тем нельзя не заметить, что пока что спектакль не производит впечатления окончательного творческого продукта. В частности, похоже, не полностью проработаны характеры некоторых героев, и рисунок роли порой выглядит расплывчатым. Более ярким представляется финал, пожалуй, самая сильная сцена в пьесе. Однако некоторые мизансцены не мешает дополнительно проработать. Очевидно, этим и займутся актёры, занятые в спектакле, и Александр Костёнков до следующего показа, который пройдёт вскоре.