Мастер витражных дел внес свою лепту в убранство Замка
Государственный музей «Выборгский замок» обрел небольшую, но интересную часть интерьера — витраж в помещении винного погреба, где расположена интерактивная выставка «Рыцарский зал».
История появления этого витража хорошо отражает ту атмосферу энтузиазма и неравнодушия, которая сложилась в сообществе творческих личностей, объединенных вокруг музея. Автор витража — молодой экономист-судостроитель Константин Телицкий. Но выборжанам он больше известен как витражных дел мастер, чья мастерская-студия на Крепостной, 22 «а» уже несколько лет привлекает горожан и туристов как место, где можно своими глазами увидеть рождение витража, изготовляемого по древним технологиям.
Хотя свой судостроительный диплом Константин защитил только 12 марта (с чем его поздравляем!), он полагает, что в этой специальности он занимает чужое место — его душа отдана витражному ремеслу.
Вот что рассказывает он о своем хобби, ставшем уже настоящей профессией:
— Все началось в 2003 году, когда во время одной из поездок в Финляндию в придорожном кафе я увидел несколько талантливо выполненных витражей. Я немного рисовал с детства, люблю изобразительное искусство, и воплощение его в стекле меня очень впечатлило. Впечатлило так, что я пошел в училище Штиглица (ранее имени Мухиной), на кафедру стекла и керамики к профессору Томскому, где намеревался получить профильное образование. Профессор порекомендовал не погружаться в прохождение полного курса, включающего много параллельных дисциплин, а выбрать только те предметы, которые связаны именно с витражным ремеслом. Так я полтора года в частном порядке посещал занятия в этом учебном заведении.
К этому времени я уже имел некоторый навык и опыт — мои работы выставлялись, в том числе и за рубежом. В 2010 году я понял, что мой труд востребован (некоторые витражи нашли своих покупателей). И, несмотря на то, что я продолжал учиться в «корабелке» и занимал руководящую должность в одной из судостроительных компаний, я решил уйти в витражное дело. При содействии ресурсного центра «Кристина» получил финансовую поддержку в 300000 рублей, администрация предоставила помещение, где я оборудовал витражный цех и продолжил создавать витражи. Там же проводил мастер-классы для тех, кто хотел поближе познакомиться с ремеслом.
Наш замок я очень люблю, и мне давно хотелось принять участие в его жизни.
Я знаю немецкий язык и предложил свои услуги в качестве переводчика материалов, хранящихся в фондах музея, но оказалось, что шведский язык более востребован. Выучил шведский. Но работа с документами увлекала не так, как витражное ремесло.
Ровно год назад я подписал договор с Музейным агентством о совместном сотрудничестве, что позволило получить помещение в замке, которое можно использовать для создания интерактивной экспозиции, демонстрирующей работу витражных дел мастера.
На территории замка были обнаружены круглые стеклянные медальоны, которые я взял за основу создаваемого витража. Выборгский замок никогда не был местом праздничного пребывания там его владетеля. Замок, скорее, имел вполне прагматичное назначение — суровая крепость, обороняющая рубежи Европы. Этому соответствовало и его убранство — лаконичное, но характерное для каждой из эпох, прожитых им.
Таким стал и витраж, сделанный мной и установленный в Рыцарском зале. Он аутентичен витражу XIII века — скупой на яркие цвета, сдержанный. Стекла витража оправлены характерным для того периода свинцом.
Я работал над ним прямо здесь, в зале, где он установлен теперь. Посетители, знакомящиеся здесь с предметами быта Средневековья, могли своими глазами видеть, как создавались орнаментальные заполнения оконных проемов, выполняемые в традиционной технике. Всю работу я сделал на своем оборудовании и из тщательно подобранных мной материалов. Мне хотелось, если можно так выразиться, отдать долг замку, который я люблю.
Сотрудничество с музеем не ограничится этой работой — остекление витражами будет продолжено и на втором этаже Рыцарского зала, где будет развернута экспозиция «Жилище феодала». Я берусь за эту работу с интересом и постараюсь создать представление об эстетических вкусах обитателей средневековых замков, технологиях производства декора.
Константин считает успешной практику выборгского музея, открывшего целый ряд современных интерактивных экспозиций, деятельность которых основана на увлеченности тех, кто занимается реконструкцией ремесел и военного дела. К ним относится и военно-исторический клуб «Люденская сотня», и утраченная сейчас экспозиции «Средневековая тюрьма», и Рыцарский зал, опекаемый реконструторами. Энтузиасты, создающие такие проекты, значительно расширяют горизонты музейной деятельности, предметно помогая изучению истории.