Режиссёр Сергей Урсуляк, в прошлом году возглавлявший жюри главного игрового конкурса «Окна в Европу», в этом году провёл в Выборге два дня и, конечно, успел посмотреть фильмы, демонстрировавшиеся в различных программах.
У нас были показаны аж три работы с участием Евгения Ткачука («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», «То, что никто не видит» и «Анатомия измены»), которого Сергей Урсуляк снял в роли Григория Мелехова в экранизации романа «Тихий Дон», а также фильм «Девушка с косой» с участием дочери режиссёра Александры Урсуляк. Сергей Владимирович поделился своим мнением о работах, которые успел посмотреть.
— Мне понравилась картина «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта (фильм выиграл главный конкурс «Окна в Европу-2017») и показалась любопытной картина «Нашла коса на камень». Больше, из того, что увидел, не могу отметить ничего, но и это уже немало за два дня, — делится мнением режиссёр. – Всё остальное заслуживающее внимания обязательно посмотрю, когда представится возможность.
— Кого из актёров и режиссёров вы особенно цените?
— Я считаю, что Ткачук – выдающийся артист с огромным потенциалом и огромным будущим. Для меня актёры, которых я снимаю – лучшие. С ними я работал, их я знаю и люблю. Также есть актёры, которые также лучшие, но они у меня не снимаются. Но говорить я могу только о тех, с которыми работал. Что касается режиссёров, то тут я в первую очередь ценю мастеров старшего поколения — Эльдар Рязанов, Владимир Меньшов, Владимир Мотыль, Никита Михалков, Андрон Кончаловский, Алексей Герман, Леонид Гайдай, Георгий Данелия – эти люди составляют весь спектр советского кинематографа и в разной степени на меня повлияли.
– В последнее время вы возглавляли жюри нескольких российских кинофестивалей. Как на фоне других смотрится «Окно в Европу»? Как считаете, куда движется российский кинематограф?
— Выборгский кинофестиваль отличается отсутствием суеты и помпезности, он простой, интеллигентный, внятный и не строящий из себя ничего. И от этого – очень удачный и обаятельный, – говорит режиссёр. – Что касается тенденций, то кино упрощается, всё больше становится аттракционом, чем серьёзным искусством. Думаю, пройдёт время, и это изменится, поскольку всё развивается по спирали. И такой период, когда кино было развлечением, чистым аттракционом, уже был – в начале 20 века. Позже также были периоды, когда кино, казалось, вот-вот умрёт – были разные времена. Но как-то всё равно кинематограф возрождается. Возможно, на другом уровне, с другими задачами. Но кино, считаю, всё равно останется искусством хотя бы потому, что тот, кому этого будет не хватать, именно к этому всегда будет стремиться.
— Что вы думаете об иностранных экранизациях русской художественной литературы? Вам что-нибудь понравилось?
— Я считаю, чем больше экранизируют классическую литературу, тем лучше. Думаю, сравнивать, например «Анну Каренину» Джо Райта и Карена Шахназарова – неблагодарное дело. Каждый из фильмов хорош по-своему. Это крупные режиссёры, у каждого свой взгляд, своя манера, своя правда, свой путь и своё кино, посмотрев которое, кто-то, возможно, захочет обратиться к оригиналу – книге, по которой был снят фильм.
— Если говорить о судьбе «Тихого Дона», то будет ли он переведён, будет ли для фильма организован зарубежный прокат?
— Фильм дважды показали по телевидению. Поэтому, думаю, у него хорошая судьба. Остальное – не знаю: этим занимается телеканал «Россия».
— Расскажите о любимых моментах в вашей профессии и о том, чем Вы сейчас занимаетесь…
— Я готовлюсь к съёмкам восьмисерийного фильма «Ненастье» по роману Алексея Иванова, который экранизирует телеканал «Россия». Это провинциальные истории, происходящие в 90-е годы. Актёры пока не все утверждены, скажу одно: я не планирую делать звёздную картину. Прямо сейчас я занимаюсь тем, что выбираю артистов, натуру и интерьеры, мы разбираем сценарий – всё это скучная, местами въедливая работа.
Вы понимаете, в профессии режиссёра всё мучительно: нужно заставлять себя и других. Поэтому внутри работы я люблю только запись музыки с оркестром, когда всех контролирует и заставляет работать дирижёр Сергей Иванович Скрипка, а я могу расслабиться и отдыхать. Серьёзно. Хотя… безусловно, есть профессии гораздо более страшные, тяжёлые и гораздо менее благодарные – шахтёры или военные. А наша профессия всё-таки весёлая, и все наши сложности всё-таки, как ни крути, радостные…
— Чем занимаетесь во время отдыха, о чём мечтаете?
— Когда есть возможность, я больше всего люблю не заниматься ничем. И я не мечтатель. Думаю, жизнь мудрее наших мечтаний: она сама предлагает тебе что-то, а ты должен услышать или можешь не услышать…