Галерея «Знакъ» в филиале №1 библиотеки Аалто на Спортивной, 10 открыла 2 декабря выставку живописи петербургского художника Сергея Опульса. Экспозиция включает пейзажи от северо-запада Ленинградской области до Норвегии.
Название «На северной стороне» неслучайно вызывает ассоциацию с названием романа Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы»: они – земляки, уроженцы Ташкента. Однако половину из 50 лет Сергей живет в Санкт-Петербурге и в творчестве делится впечатлениями человека с юга.
Сергей Опульс относит свою манеру к испанской школе живописи, которой следовали педагоги ташкентского художественного училища. «Солнце в картине» — традиция его наставника Павла Бенькова, ученика Репина, основавшего училище после войны. В родословной Опульса 14 поколений офицеров, верой и правдой служивших царю и отечеству. На Конногвардейском бульваре сохранился их родовой особняк. Дед Сергея был директором авиационного завода, в 1942 году приехал в эвакуацию в Ташкент, где завод был заново построен в чистом поле. Влияние предков сказалось на том, что, став художником, Сергей закончил еще и Самаркандское вертолетное училище, служил в Афганистане.
Центральной, «фараоновой» стеной, как сказала супруга и организатор выставок художника Наталья Булгакова, является экспозиция с триптихом, которую Опульс писал в 2011-2013 годах к 300-летию Александро-Невской лавры. Первый сюжет основан на легенде, когда-то рассказанной Сергею пожилой прихожанкой, о подземном канале императора (кстати, не так давно легенда подтвердилась благодаря диггерам). На двух других картинах триптиха лавра изображена в настоящем и, возможно, будущем времени. Сергей считает, что иконы и религиозные сюжеты могут писать только люди, получившие духовное прозрение. Сам год прожил послушником на Валааме.
Большинство работ выставлено впервые. И хотя изображены северные пейзажи – центральная часть Норвегии, Вырица, Сайма, Приморск – в их сочном колорите заметна южная школа. Особенно ярок вид Приморска из бухты Катерлахти: небо и водная гладь такой безбрежной синевы бывают крайне редко. Обычно художник пишет на пленэре. Исключение составляют пейзажи Узбекистана и Афганистана, написанные по памяти, по едва сохранившимся наброскам. В библиотеке можно посмотреть фильм, снятый по этим картинам.