Город часто становится объектом художественного изображения, будь то Выборг с его архитектурными памятниками, Петербург или Москва. На открывшейся в минувшую пятницу в «Арт-холле» выставке представлены как урбанистические, так и романтические городские пейзажи. Выставка так и называется — «В ритме с городом».
На картинах, в основном, — Петербург, но есть и Москва, и Евпатория, и даже Нью-Йорк. Нью-Йорк, конечно, — чисто урбанистический пейзаж, а вот Петербург и Москва изображены с ностальгической ноткой. Как это ни удивительно, но ностальгия связана с образом трамвая. Бывший когда-то символом технического прогресса, сейчас он напоминает об уходящей эпохе, кажется уютным и почти домашним, вызывая воспоминания и о выборгском трамвае, ходившем в городе до середины пятидесятых годов.
Проект организован петербургским «Горэлектротрансом» и Музеем городского электрического транспорта в рамках 11О-летия трамвайного движения. Часть картин — из открытой коллекции ГУП «Горэлектротранс», остальные представили художники из своих мастерских. На петербургских картинах трамвай как часть пейзажа или просто изображены исторические места Северной столицы.
Прекрасна золотистая осень Людмилы Баландиной – «Поцелуев мост», узнаваемы «Адмиралтейский проспект», «Мечеть в Петербурге» Сергея Ляховича, где красота города естественно сочетается с бывшим символом технического прогресса. Лейтмотивом экспозиции «В ритме с городом» и стал «Адмиралтейский проспект» Сергея Ляховича, где трамвай изображен в памятном месте — там, где состоялось открытие трамвайного движения 16 сентября 1907 года. Чудесны пейзажи Эльмиры Мустафиной «За поворотом», «На остановке».Анатолий Анненский изобразил Невский проспект таким, каким он был лет сто назад, а может, и больше.
Есть и такие работы,где трамвай – главный герой. Например,»Трамвайный парк на Васильевском острове «Игоря Ганзенко или «Трамвай идет в парк» Анны Красной. Здесь уже преобладание геометрических фигур, техногенной фактуры. Безусловно, петербуржцы создали оду трамваю, высказавшись в самой разной технике и стилях: от романтического ретро до индустриального пейзажа.
Но не только трамвай задает ритм городу. Живописная «Осень на Покровке» Валерия Филиппова, например, — о романтике памятных мест Москвы, как и многие петербургские пейзажи. Город предстает в разные времена года, раскрашивающие его в свои цвета: зеленый, золотой, снежный.
В выставке принял участие также Питер Миллер — американец японского происхождения. Он запечатлел Петербург в своем «Стремительном движении вперед». На картине — хорошо знакомое и гостям города место — набережная возле Академии художеств со знаменитыми сфинксами. И Миллер же изобразил город 21 века, олицетворение современности — Нью-Йорк.
Но общее настроение выставки все же ностальгическое. Недаром на картине Владимира Баженова, Владимира Кожевникова, Игоря Григорьева и Владимира Кандакшина тот же трамвай — в стилистике соцреализма, и название картины соответствующее: «Вперед, к отчетному периоду!». В стилистике 50-х годов прошлого века и картина Дзовинар Бекарян «Вперед, к Победе!». Бекарян «вспомнила» и предтечу трамвая — конку, также отдав дань ретро.
Сергей Прушинский, выступая на открытии экспозиции, рассказал о выборгской достопримечательности: «Трамвай все любили, как близкого родственника». Он вспоминал, как все дружно выходили, когда этому виду транспорта не хватало тяги, чтобы взобраться на горку, и садились опять, после того как горку преодолели.
Полюбоваться на трамвай в разных ипостасях, а также прекрасными городскими пейзажами разного времени года можно в галерее « Арт-холл» до 22 ноября.