В библиотеке на Пионерской, 4 открылась выставка работ петербургского художника.
Экспозиция, названная автором «Форточка в Европу», прибыла в Выборг из итальянской Флоренции, гостем которой Ян бывал многократно. Кабинет директора Культурного центра Андрея Тарковского (сына режиссера, Андрея Тарковского-младшего), находящийся там, украшен тремя работами Яна Антонышева.
За плечами у художника десятки персональных выставок. Его работы находятся в собраниях Министерства культуры России, в Нарвском замке (Эстония), в коллекции современного искусства Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург), представлены в Новой пинакотеке в Мюнхене (Германия), а также в частных собраниях России, Швеции, Германии, Шотландии, Франции, Южной Кореи, США, Италии, Норвегии, Канады и ряда других стран.
Во время непринужденной церемонии открытия, Ян упомянул три Города, занимающие приоритетные места в его мироощущении – Санкт-Петербург, Выборг и Флоренция. В значительно степени они же, эти города, трансформированные через оптику творчества Антонышева, являются героями его произведений.
Обращаясь к зрителям и прессе, художник назвал два условия, обязательных в публикациях о нем: «Свои работы я называю картинками, потому что картины – это Рембрант, Босх, Брейгель. И, самое главное, слово «Город» я прошу писать с большой буквы, потому что Город для меня живое существо».
Работы Антонышева полны маленьких смысловых деталей, аллюзий и отсылок, понимание которых требует от зрителя наличия определенного культурного багажа. Что, при узнавании намеков и разгадке заложенных смыслов, срабатывает как опознание «свой-чужой», приобщая к идеологии и мировоззрению автора. Эта игра особенно присуща андеграундному искусству Ленинграда-Петербурга, в котором Ян Антонышев давно занимает заметное место.
Еще во время учебы в ЛХУ имени Серова он создает арт-группу «Старый город», в центре внимания которой оказывается городской ландшафт. Речь идет не об урбанистическом пейзаже, в привычном понимании этого жанра, а об эмоциональном осмыслении средствами искусства жизни, старения и умирания зданий, рассматриваемых как персонифицированные личности.
Город Антонышева — это фантастическое пространство, населенное кочующими из работы в работу мячиками, собаками, людьми и зданиями, этически равноправными и живущими в едином гармоничном мире. Не удивительно, что первым опытом иллюстрирования для него стала книга Вадима Шефнера, поэта и прозаика, так талантливо умевшего создавать фантастический мир из узнаваемого до мельчайших деталей обыденного Ленинграда.
Изобразительная манера Антонышева узнаваема – увидев его работы однажды, вы никогда не перепутаете их с произведениями других художников.
Любовь к Городу, как таковому, и профильное образование реставратора естественным образом привели Яна в ряды градозащитников. На выборгские митинги в защиту разрушаемого Города он приезжал и привозил туда свои работы.
Выборг для себя Ян открыл в 1980 году, будучи здесь на этюдах с группой «Старый город», в то время называвшейся «Old Town People» (Люди Старого города): «И с тех пор я стал Выборг рисовать. Иногда это делать страшновато – в Питере про меня ходит легенда, что если я рисую какой-нибудь домик, то это значит, что его скоро снесут. Действительно, многого из того, что попало на мои картинки, уже нет. В последний год мои отношения с Выборгом стали еще теснее – это уже третья моя выставка здесь. Первая экспонировалась в Усадьбе бюргера, вторая в Замке, и вот – теперь здесь. Эта библиотека — чудное место! И прямо сейчас тут со мной случилось небольшое предновогоднее чудо – я выходил перекурить и обнаружил прекрасный дворик, который я, увидев однажды в интернете, искал пять лет, и вот теперь нашел! За что отдельное спасибо этому месту!».
В экспозиции представлено тринадцать картинок среднего формата и несколько десятков небольших работ, прекрасно вписавшихся в хорошо декорированное пространство отреставрированных библиотечных помещений.
Выставка будет работать до конца января 2018 года.