Художник считает, что только искусство дает безграничные возможности для расширения сознания.
Выставка петербуржца Николая Цветкова, одного из известнейших живописцев нашего времени, открылась сразу на двух площадках – в центре «Эрмитаж – Выборг» и филиале центра — галерее «Арт-холл».
На торжественном открытии 8 апреля в ВЦ «Эрмитаж-Выборг» сам художник сказал, что выполнил свое предназначение – он сделал в живописи то, что до него никто не делал. Это не только необычная техника, в которой выполнены работы, но и, прежде всего, необычность сюжетов, в которых переплетаются культура и философско-религиозные верования Запада и Востока.
Хотя немало у Цветкова и сказочно русских, славянских образов, идеально отображающих традиции национальной культуры. Именно поэтому, возможно, Николай Цветков очень часто представляет Россию на международной арене: он участник множества симпозиумов, фестивалей, конгрессов, посвященных искусству, двадцать лет работал в Германии, свободно владеет немецким. Его работы находятся более чем в тридцати музеях, в том числе в Русском музее, в Третьяковской галерее. Николай Цветков не только живописец, «Человек искусства», — сказать о нем будет точнее. Список его званий достаточно длинный: член Санкт-Петербургского Союза художников, заслуженный художник РФ, член Международной ассоциации искусствоведов, член Философского общества СПб, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Ноосферной общественной академии наук. Но, самое главное, — он поэт, музыкант, философ и живописец в одном лице.
Николай Михайлович закончил Ленинградский сельскохозяйственный институт, а потом – ЛВХПУ имени В.И. Мухиной (ныне Академия Штиглица). Художник рассказывал, как стоял однажды на берегу Невы и в какой-то момент понял, что он должен заниматься искусством, иначе жизнь будет прожита напрасно. Только оно безгранично расширяет человеческое сознание, дает возможность совершенствоваться. Можно быть прекрасным врачом, инженером, но это – одновекторное развитие, в отличие от искусства.
Что касается его техники, то начинал Цветков с графики, инкорели — особой манеры отпечатка гравюры, в его случае — на картон. Но и в станковой живописи художник сумел в таком уже привычном понятии, как смешанная техника, использовать новые материалы и новые приемы. «Только тогда, когда мы любим то, что делаем, все получается само собой, и мы можем достичь совершенства в своем деле, — говорит Николай Цветков. — Каждая картина – исследование неведомого». Потому и выставка называется «На грани с неведомым».
Общее впечатление от обеих экспозиций: красота – это то, что доминирует в картинах. У Цветкова все сюжеты фантазийные, здесь нет изображений реальных людей. Красота, справедливость, совершенство в реальном мире — утопия. Так считает художник. Потому он создал свой собственный, живописный мир. Что такое красота? Что такое совершенство, гармония? Этого никто не знает. Внутри художника возникает некий камертон, который позволяет реализовать его представление, возникают именно те пропорции и технологии, которые необходимы. Николай Михайлович представил женские образы в его понимании красоты, которое, мне так кажется, восхищенно разделяют окружающие. Женщине он отводит особую роль. Она всегда – королева. Если это — влюбленные, изображение чувств, значит, и Он, и Она – Король и Королева. Так трактует Любовь художник -утопист, по его собственному определению. Женщины настолько духовны, почти бесплотны в его изображении, что, несмотря на принадлежность к разным национальностям, сливаются в один, коллективный образ Души Мира, о которой писали русские и восточные философы.
Есть на его картинах и города. Вот Рим – вечный город, там смешались эпохи и культуры, сквозь него течет Время. И есть символический город — как знак совершенства и возможностей человеческого духа.