Галерея “Artraven» в очередной раз осуществила необычный проект: представила Выборгу живописную Грузию. Очень далекая сейчас от нас страна приблизилась к нам посредством творчества художников.
На Северном Валу,19 уже выставлялся петербургский художник грузинского происхождения – Заза Харабадзе, но в этот раз были представлены сразу 14 живописцев из Грузии. Как рассказал галерист Элизбар Окропиридзе, он отбирал по одной-две картины, разъезжая по всей стране, а потом поездом привез работы в Петербург. В Выборг они, неожиданно для галериста, попали благодаря куратору выставки Светлане Куропаткиной и помощи Зазы Харабадзе, члена Санкт-Петербургского Творческого Союза художников.
Экспозиция называется: «О, Грузия! Ты — панорама!». По словам Элизбара, на выставке собрано творчество живых классиков и молодых творцов — экспериментаторов. Работы очень разнообразны по содержанию и стилю: грузинские классики Гиви Сипрошвили и Бесо Арболишвили представили вариации на евангельско-мифологические темы. Так, у Гиви Сипрошвили — современная интерпретация классического сюжета «Адам и Ева», а Бесо Арбилишвили представил вполне современный портрет с древними классическими корнями — «Женщина в красном».
Основная тема выставки – Грузия, показанная через городской пейзаж. Естественно, панорамы городов на выставке – «Тбилиси» Эмзара Хабулиани , «Город, где по утрам звонят будильники» Лери Мачаладзе, «Тбилиси. Грузия» Зазы Харабадзе. Однако южный пейзаж – это и «Варна» Лери Мачаладзе, и «Полдень в Португалии» Левана Урушадзе. Одним словом — Грузия, это не только Кавказ, но и теплые ветры Средиземноморья.
Одной из тем, представленных на выставке, стал праздник Рождества, отмечаемый в этой православной стране. Необычное сочетание – солнечная Грузия и Рождество, в нашем представлении связанное со снегом.
«Рождество» и «Ягненок» Давида Попиашвили иллюстрируют эту тему в стиле, напоминающем Пиросмани. Вообще, на выставке довольно много работ в жанре примитивизма. Как с юмором сказал Элизбар: «Представление такое, что грузины не могут долго сидеть у холста, поэтому делают быстро: тяп-ляп». На самом деле, примитивизм требует мастерства.
Юмором отмечена и работа Эмзара Хабулиани «Охотник и собака», где, как мне кажется, автор отразил национальные черты, которые копирует четвероногий приятель. Известно ведь, что животные становятся похожи на хозяев.
«Женщина с кошкой» и «Женщина на велосипеде» Эмзара Хабулиани и «Прогулка» Автандила Кутубидзе объединены легким праздничным восприятием жизни, характерным для художников теплых краев. В грузинских картинах ощущается французский подтекст. О том же напоминает работа Лери Мачаладзе «На улице Ван Гога». Улица Ван Гога может быть в Тбилиси, а может быть — в Париже. И грузинские художники, наследуя традиции и пропуская их через национальный колорит, объединяются в живописном плане с Европой. Такой легкий, теплый, ироничный взгляд на Грузию и себя. С любовью к родной стране, ее ярким краскам и горячему солнцу, заливающему города и горы.
Помимо удовольствия посмотреть солнечные картины, на открытии была возможность пообщаться и получить в дар книгу Дениса Гильманова — сборник рассказов «Начало». Выборгский писатель сочинил ироничные и забавные рассказы, с остроумными иллюстрациями, посвятив книгу своей шестилетней дочери.