Вечные сюжеты Маргариты Колобовой

Вечные сюжеты Маргариты Колобовой

Выставка петербургской художницы посвящена «Калевале»

Тема «Калевалы» неоднократно использовалась разными художниками в своем творчестве. И в Выборге не однажды проходили художественные выставки по мотивам карело-финского эпоса. Одну из них, например, в свое время организовывал Институт Финляндии в Санкт-Петербурге. В основном «Калевала» почему-то интересна графикам, которые представляют ее в черно-белом изображении. А вот в галерее « Арт-холл» открылась выставка Маргариты Колобовой, которая поражает роскошным цветом и скульптурной выразительностью образов карело-финского эпоса.

Следуя традиции, Маргарита иллюстрирует руны о жизни карело-финских богов и героев: «Полет Вяйнямёйнена», «Создание Сампо», другие сюжеты. Эпос на то и эпос, что в нем прослеживаются традиции всеобщей культуры разных народов начиная с античности. Потому герои «Калевалы» так классически монументальны, и в тоже время, наоборот, некоторые сюжеты оформлены в сказочной стилистике, соответственно, очень ярко, броско («Битва орла и щуки»). Чувствуется свежий взгляд на классическое наследие.

Как сказал на открытии Сергей Прушинский, несмотря на многообразие живописного исследования «Калевалы», Маргарита не поддается влиянию известных мастеров, у нее свое видение эпоса. На вопрос, почему ей так интересна эта тема, Маргарита отвечает: «Я родилась в Ростове-на-Дону. Этот перелет из степей на север (в Петербург), где все совсем другое, в том числе природа, стал толчком к изучению северной культуры. А потом, после окончания Петербургской академии художеств, я стажировалась в Сайменском университете прикладных наук в Финляндии. На меня произвели впечатление культура и быт Финляндии, отсюда и родились мои этно-этюды, а потом живопись.

На выставке немало и современных сюжетов, но Маргарита подчеркивает, что название выставки «Сквозь призму «Калевалы» неслучайно: ведь и на современные ситуации можно посмотреть из древнего сказания. Традиции характерны и для сегодняшнего дня. Вот у нее «Собиратели черники» сразу притягивают взгляд: двое в прозрачных дождевиках собирают ягоды. И бог его знает почему возникает ощущение эпичности происходящего — то ли за счет укрупнения форм, то ли за счет «прозрачности» фигур. Сама Маргарита объясняет: «Это современные люди, собирают ягоды в пластик. Но ведь ягоды собирали всегда — в плетеные корзины, лукошки. Тема человека и природы вечна».

Маргарита относит свое творчество к петербургской школе живописи, реалистическому направлению, хотя, конечно, это не традиционный реализм, как, например, у Шишкина. И фантастические, сказочные сюжеты «Калевалы» трудно отнести к суровому реализму. Но, с точки зрения живописи — все конкретно, осязаемо, только одухотворено самобытным видением автора.

И есть еще изумительная по насыщенности цвета и настроению «Деревенская ночь»: окно, в которое вливается синий вечер. Просто пейзаж, на который хочется смотреть, не отрываясь.

Искусствовед и куратор выставки Юля Спиридонова отметила, что Маргариту больше знают за рубежом, чем на родине. Ее картины находятся в музеях и культурных центрах Изборска, Старого Оскола, в культурном фонде «Юминкеко» (город Кухмо, Финляндия), художественной галерее штата Юта в США, Маргарита Колобова участник более тридцати выставок по всему миру. Работы ее были также проданы на аукционе «Кристис» в Лондоне.

Выставка работает в течение трех недель.

Вечные сюжеты Маргариты Колобовой
Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий