Блокада глазами детей ХХI века


В управлении образования Выборгского района подвели итоги конкурса школьных сочинений «След войны», посвященного 65-ой годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Для учеников эти работы стали не столько способом продемонстрировать отличное знание истории, сколько возможностью выразить уважение ветеранам, пережившим 900 дней блокады.

27 января во всех школах района прошли минуты молчания, тематические классные часы, митинги и, конечно же, встречи с ветеранами. А вчера стали известны имена победителей в конкурсе сочинений, который проводился в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан», рассчитанной на 2006 – 2010 годы.

Всего участие в конкурсе приняли 27 человек из 11 школ района. Заметим, что школьники из районных учебных заведений уже традиционно более активны, чем городские сверстники.

Ребятам предложили четыре номинации – темы: «Дорога жизни», «125 блокадных грамм», «Прорыв блокады» и «Музей – заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». Неудивительно, что первые две темы, посвященные жителям осаждённого города, вызвали наибольший отклик у школьников, чем сражения на подступах к Ленинграду. И ни один из них не захотел рассказать о музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда», возможно, потому, что немногие из них там побывали.

Судьям – преподавателям истории, русского языка и методистам Центра информационных технологий – определить победителей было довольно сложно. Каждое сочинение пронизано уважением к ветеранам и сочувствием к тем, кто потерял в эти тяжёлые годы своих родных и близких. Специалист управления образования Лидия Завьялова отметила, что в последние годы отношение школьников к истории значительно изменилось. Они не просто стали больше интересоваться событиями военных лет, но и сопереживают людям, прошедшим войну.

В своих сочинениях ребята не стесняются в выражениях. Даже те работы, которые больше напоминают рефераты, чем классическое эссе, пестрят, пусть немного шаблонными, но всё же очень эмоциональными фразами. Юля Неботеева, ученица 9 класса Красносельской школы, озаглавила своё сочинение «Город мужества и славы». В нем она клеймит фашистов в лучших традициях военных агитлистовок: «вероломное нападение фашистов», «гитлеровцы планировали…истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов», «варварский замысел»… Очень красочной получилась работа Ксении Дмитриевой из школы №1 «Подвиг жителей блокадного Ленинграда»: «Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё на своём пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем…, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война».

Отметим, что практически во всех сочинениях школьники высказывают искреннее уважение к тем, кто пережил страшные 900 дней блокады. Так, Ксения пишет: «Сила человеческого духа оказалась прочнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы должны смотреть на тех, кто прошёл через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие».

А вот какие трогательные слова можно найти в сочинении одиннадцатиклассницы Ксении Сидельниковой из школы №7: «С каждым годом от нас уходят ветераны, те, кто изо дня в день трудились на заводах, воевали на фронтах, приближая победу. В каждой семье есть ветераны, вглядитесь внимательно в их глаза, такое спокойное выражение, а за ними – печать скорби, грусти, и, наверно, всё-таки гордость, гордость за то, что они выстояли, что они подарили светлое небо над головой ми мир».

Организаторы конкурса практически ни в чём не ограничивали школьников. Главные требования: соответствие выбранной теме, фактическая точность и объем не более 10 страниц. В своих сочинениях ученики чаще всего обращались к учебникам. Некоторые воспользовались Интернетом (что правилами не запрещалось), некоторые обратились к воспоминаниям своих бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, другие написали о ветеранах, которые приходили к ним в школу на классные часы. Практически в каждой второй работе встречается упоминание об известном дневнике Тани Савичевой. Один из участников конкурса рассказал о своем дедушке, который и сегодня пишет очень интересные стихотворения. Для юноши стихи дедушки – лучший учебник истории, именно благодаря им внуку удалось прочувствовать ужасы войны, а не просто прочитать хронику сражений на страницах учебника.

Итог такой: из почти тридцати сочинений жюри признало лучшими работы Екатерины Соловьевой (школа №9), Марии Силаевой (школа №1), Дмитрия Будолевского из Приморска и Мирославы Сироткиной из Гончаровской школы.

Оцените статью
Выборгские ведомости
Добавить комментарий