Торговые работники продолжают нарушать закон, надеясь на неосведомленность клиентов
В последнее время в различных торговых точках Выборга горожане сталкиваются с нарушением их прав со стороны работников торговли. О таких случаях корреспонденту «ВВ» сообщили в территориальном отделе Роспотребнадзора в Выборгском районе.
Недавно в публикации «Мебельные страсти по-выборгски» (№ 92 12.12.2014) наша газета рассказала о многочисленных претензиях выборгских покупателей к качеству работы индивидуального предпринимателя Ю. Михайловой, торгующей мебельной продукцией группы фабрик «Много мебели» в гипермаркете «Карусель». И вот в территориальный отдел Роспотребнадзора поступила новая жалоба. Молодой мужчина в этой торговой организации заказал диван, дело было еще 27 ноября прошлого года. У него, как водится, сразу взяли всю стоимость покупки — 19 тысяч рублей. По условиям договора, привезти обновку покупателю должны были 20 декабря. Пришел срок выполнения заказа, а дивана нет. На свои закономерные вопросы покупатель получал в ответ обещания, что заказ доставят вот-вот, буквально завтра или послезавтра. Уже наступил январь, а оплаченный предмет мебели так и не появился в квартире выборжанина. В январе, когда прошли все сроки ожидания, мужчина пришел в магазин и потребовал вернуть ему уплаченную сумму. Деньги ему вернули. Но мужчина счел нужным обратиться в Роспотребнадзор, где ему помогли подготовить претензию с требованием к ИП Михайлова Ю.Ю. возместить моральный ущерб за незаконное пользование его денежными средствами плюс неустойку за 67 дней. Получилось более 11 тысяч рублей.
— Теперь если торговая организация в добровольном порядке не выплатит эту сумму, покупатель в праве потребовать ее уже в судебном порядке, тогда ответчику придется заплатить еще и 50 процентов штрафа от суммы, назначенной судом, — комментирует ситуацию заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора Ольга Тихоновская.
С другой жалобой обратился к работникам Роспотребнадзора пенсионер из поселка Кирилловское, который, приехав в Выборг, купил в магазине на улице Мира, 5 приемник для цифрового телевидения. Вернулся с покупкой домой, оказалось — прибор не работает.
— Понятно, что его покупка относится к технически сложной технике, а это значит, что по закону покупатель имеет право обратиться в торговую организацию в течение 15 дней, где должны удовлетворить любое его требование — заменить, снизить цену, вернуть деньги. Если же человек пришел после 15 дней со дня приобретения товара, тогда техника подлежит ремонту, и деньги за нее могут вернуть, если будет выявлен серьезный дефект или после ремонта будет повторная поломка, — поясняет Ольга Тихоновская.
Несмотря на то, что пенсионер обратился в магазин буквально через день после покупки, ему ответили, что они будут прибор проверять. На руки ему выдали листок бумаги, в котором указали, что взяли его покупку на гарантийный ремонт, причем сказали, что проверять прибор будут в течение 14 дней.
— Понятно, что это было сделано для того, чтобы прошел 15-дневный срок и после этого покупатель уже не смог бы потребовать деньги или замены товара, — говорит Ольга Тихоновская.
Сам пенсионер очень удивился, потому что на гарантийный ремонт он согласия не давал, это стало для него неожиданностью. Поэтому в территориальном отделе пожилому человеку помогли написать претензию, с которой он пошел в магазин. После этого покупатель сообщил уже по телефону из Кирилловского, что, прочитав его претензию, в магазине сразу выдали ему прибор для цифрового телевидения, который прекрасно работает. Теперь он доволен.
Еще одна выборжанка заказала в местном магазине автозапчастей бензобак, был составлен договор. Стоимость бензобака — более 34 тысяч рублей, и у женщины взяли предоплату в размере 15 тысяч. Когда покупательница начала справляться о судьбе своего заказа, ей ответили, что пока никакой информации нет и когда будет — неизвестно. Поскольку бензобак ей был нужен срочно, женщина начала звонить в другие магазины, и оказалось, что в другой торговой точке она его может приобрести без всяких ожиданий. Выборжанка пришла в магазин, где сделала заказ, сказала, что хочет расторгнуть договор и купить нужную вещь в другом месте, попросила вернуть ей деньги. Однако ей отказались возвращать предоплату в 15 тысяч рублей.
— В соответствии с Гражданским кодексом РФ и со статьей 32 закона «О защите прав потребителей» потребитель или заказчик в любой момент может расторгнуть договор, уплатив исполнителю фактически понесенные расходы, — объяснила Ольга Тихоновская. — В данном случае никаких расходов исполнитель не понес. Поэтому в магазине деньги обязаны были вернуть, тем более женщина обратилась туда на следующий день. Однако в договоре, который был выдан покупательнице, имеется положение, ущемляющее права потребителя — если покупатель отказывается от заказа, то предоплату ему не возвращают, кроме того, в договоре был еще ряд пунктов, противоречащих законодательству.
По словам Ольги Тихоновской, все это является основанием для проверки договоров у этого предпринимателя сотрудниками Роспотребнадзора. Она еще раз напомнила покупателям, что прежде чем подписывать договор, его нужно внимательно прочитать, и если есть сомнения, проконсультироваться в надзорном органе. Ну, а в данном случае женщине помогли подготовить претензию с требованием вернуть ей предоплату.